Итак, вопрос от Виктора:
«Валерий привет,можеш помочь с выбором главной пары в коробку ваз 2108.строю переломку вездеход по типу Соломономобиля-94.но из того что есть.а есть вот что,движёк от ваз 2109 1,5 л с коробкой от старенькой девятки,сколько в нём сейчас сил,одному богу известно,но будем исходить как из нового,69 сил и 106,4 Н*м.
коробка 1. 3,636
2. 1,95
3. 1,357
4. 0,941
5. 0,784
раздатка БТР-70
повышенная 1,0
пониженная 1,89
мосты газель 5,125 с самоблоками НИРФИ
колёса трекол 1600x700 в чистом виде размер колеса,просто одно колесо без вездехода,1550x660 какой радиус качения получится этого колеса под нагрузкой я не знаю.склоняюсь примерно 0,74метра.но вдруг ошибаюсь.
вес постараюсь не превысить 1500 кг,очень хорошо будет если уложусь в 1250-1300 кг.
и вопрос то вот какой,нужна главная пара в коробку.колеблюсь между 4,9 и 5,1 хотелось бы чтоб на пятой передаче при 3200-3500 об. уверенно ехать около 45 км ч.и максималку получить на 5000 об 55-60 км.ч. минималки и тяги на первой пониженной думаю хватит.
ты что можеш посоветовать.какую лучше купить пару.»
В литературе предлагается выбирать радиус качения для шин низкого давления в пределах 90 – 95 процентов от измеренного при номинальном давлении диаметра колеса.
0,74 метра – это 95 процентов от радиуса колеса диаметром 1550 мм. Вполне подходит.
Считаем, сколько пройдет колесо с радиусом качения 0,74 м за один оборот колеса.
0,74 м х 3,14 х 2 = 4,65 м
Обозначим этот параметр символом L.
Будем применять в тексте обычные сокращения: ДВС, КПП, ПЧ (передаточное число), РК (раздаточная коробка), ГП (главная передача) и т.д.
Не будем подбирать по формулам ПЧ ГП. Просто посчитаем требуемые скорости для двух значений ПЧ ГП КПП ВАЗ-2108 – 4,9 и 5,1.
Виктор хочет, чтобы при 3200 – 3500 об/мин двигателя скорость вездехода составляла бы 45 км/час.
Возьмем 3500 об/мин.
Считаем общее передаточное число трансмиссии для двух случаев.
0,784 (ПЧ КПП) х 4,9 (ПЧ ГП КПП) х 1 (ПЧ РК) х 5,125 (ПЧ ГП моста) = 19,69
0,784 (ПЧ КПП) х 5,1 (ПЧ ГП КПП) х 1 (ПЧ РК) х 5,125 (ПЧ ГП моста) = 20,49
Получив значения ПЧ трансмиссии, считаем обороты колеса для обоих случаев.
3500 / 19,69 = 177,76 об/ мин
3500 / 20,49 = 170,82 об/мин
Эти значения умножаем на L и получаем проходимый вездеходом путь за единицу времени.
177,76 х 4,65 = 826,6 м/мин = 49,6 км/час
170,82 х 4,65 = 794,3 м/мин = 47,7 км/час
Выбираем значение ПЧ ГП КПП = 5,1.
Считаем минимальную скорость. Для этого сначала посчитаем максимальное значение ПЧ всей трансмиссии вездехода.
3,636 (ПЧ КПП) х 5,1 (ПЧ ГП КПП) х 1,89 (ПЧ РК) х 5,125 (ПЧ ГП моста) = 179,6
Считаем обороты колеса при 1000 об/мин двигателя.
1000 / 179,6 = 5,57 об/мин
Умножаем на L и получаем скорость.
5,57 х 4,65 = 25,9 м/мин = 1,55 км/час
Вполне приличный результат.
Считаем максимальную тягу вездехода.
Для этого максимальный крутящий момент двигателя умножаем на максимальное ПЧ трансмиссии и получаем крутящий момент на колесе.
106,4 Нм х 179,6 = 19109 Нм
Делим на радиус качения колеса и переводим в килограммосилы.
19109 Нм / 0,74 м / 9,8 = 2635 кгс.
Исключительно хороший результат. На вертикальную стенку лезть будет.