Довольно часто наши желания разбиваются о финансовые реалии. Если только нет фанатичного предпочтения той или иной схемы компоновки и управления вездеходом, то приходится в своем выборе руководствоваться немалой стоимостью запчастей.
На своем примере расскажу, как приходится отказываться от своих желаний в пользу совсем иных решений.
Давно хотел сделать репликацию Странника, но с колесами несколько больше и цепными колесными редукторами вместо роликового привода. Сам вездеход мне очень нравился своими разумными габаритами (особенно высотой), двумя отсеками (не люблю спать с чужими людьми) и перспективностью продольного балансира. Естественно, у колес относительно небольшого диаметра хуже накат и, как следствие, проходимость. Но при наличии продольного балансира это можно было скомпенсировать съемными гусеницами, но это тоже деньги, и деньги немалые.
В результате все разбилось об экономический фактор. Для корректности сравнения возьмем шины и диски одного производителя – фирмы Арктиктранс.
Шины нужного мне размера Бел-79 сейчас стоят 19900 руб., диск к ним 10900 руб.
ссылкаВ сумме 8 колес будут стоить 246400 руб. Водоизмещение колеса 260 литров.
При этом двухслойная шина ВИ-3 БК водоизмещением 510 литров стоит 27900 руб., диск 15900 руб.
ссылкаЧетыре колеса будут стоить 175200 руб. Разница очень ощутимая.
У этого же производителя есть кордированная оболочка диаметром 1300 мм с водоизмещением 630 литров стоимостью 19900 руб.
ссылкаСтоимость 4 колес уже составит 143200. Разница уже в 100 тыс. руб.
Плюс у Странника в два раза больше колесных узлов, чем у 4-колесного вездехода. Плюс 8 цепных колесных редукторов, которые тоже стоят денег. В результате в финансовом плане четырехколесные решения вездеходов побеждают с большим отрывом 6 – и 8 – колесные вездеходы. Решения трансмиссий тоже намного проще. В результате на сегодняшний день 4 – колесники вытесняют все остальные вездеходы с колесами диаметром до 1750 мм.
Все эти рассуждения касаются относительно небольших вездеходов. У больших вездеходов, где мотивация строительства многоколесного вездехода во многом определяется максимальной грузоподъемностью, тенденции несколько иные. Но я их не рассматриваю, поскольку нас в большей степени интересуют вездеходы относительно небольшой грузоподъемности. И здесь во главу угла становятся максимальная проходимость, которая обусловлена в большей степени диаметром колеса, и максимальное эффективное использование полезного объема при минимизации финансовых затратах.