Проследим, как может трансформироваться идея бортповоротного вездехода всего за месяц.
Ниже пост Константина от 20.01.2020.
Сначала речь шла о шестиколесном бортповоротнике, потом в силу трудности и неоднозначности решений идея сместилась в сторону четырехколесного бортповоротного колесного вездехода.
И тут мне показалось, что уже с учетом наработанного можно немного обсудить и доработать первоначальную идею. В значительной мере к этому сподвиг веткой ранее опубликованный фильм о вездеходе Бурлак Алексея Макарова.
Казалось бы, какое отношение вездеход Бурлак имеет к теме бортоворотного вездехода? Вполне непосредственное. Будем реалистами. И КАМАЗ, и ЗИЛ-157 и в значительно большей мере Макар - это в какой-то мере бортповоротники. Все они при повороте протаскивают задние колеса вбок. И чем меньше расстояние между передней осью автомобиля и его второй осью, тем больше это протаскивание. У Макара зазор между колесами первой и второй осей находится в пределах диаметра колеса. Значит, боковое протаскивание задних колес при повороте значительное. И чем меньше радиус поворота, тем больше протаскивание. В принципе, об этом можно уловить и в рассказе Алексея Макарова о его вездеходе Бурлак.
Наверняка есть что-нибудь в учебниках на тему оптимального расстояния между осями автомобиля для минимизации износа шин.
Но нас это особо не интересует, поскольку мы и так бортовым поворотом "подписались" на любой износ. Нас интересует другое. Ради боковой посадки мы пошли на увеличение базы четырехколесного бортповоротника. Следовательно, и в первоначальном варианте идеи Константина мы можем раздвинуть первую и вторую оси вездехода. Нет, не на диаметр колеса, как у Макара. А на половину диаметра. И сделать передние колеса поворотными. В результате длина вездехода будет 6 метров, и это очень ощутимо меньше, чем у Макара, у которого 7,4 метра. Ширина у нас даже при колесах от Трома останется в пределах, достаточных для движения и перевозки вездехода по дорогам общего пользования. 6 метров - это очень хороший размер, поскольку он подходит для многих грузовиков, рассчитанных для перевозки мерных строительных материалов. И наш вездеход будет намного ниже.
И главное - вездеход становится 4-местным. Чего лукавить? Все-таки Шерп - это для двоих, если речь идет о длительном путешествии. Даже Бурлак - для четверых, и его создатель прямо говорит об этом. И у нас получается для четверых, точнее самый комфортный вариант будет 2+2, то есть это семейный вездеход для экстремального бездорожья.
Остается ли он бортповоротным? На мой взгляд - да. Это бортповоротник с подруливанием. Навроде немецкого гусеничного мотоцикла - тягача Kettenkrad. Более того, ему надо обязательно оставить раздельную тормозную систему по бортам. В воде и на скользкой почве это сильно выручит.
Зато как все просто с трансмиссией получается. Для правильной развесовки на передней оси - двигатель и водитель. Далее раздаткой ГАЗ-66 подается крутящий момент на отключаемый передний мост и на задний мост от Газели, который установлен посередине между осями задних осей. От моста понижающими обороты цепными редукторами крутящий момент подается на задние 4 колеса. В случае успеха компоновочной схемы задние колеса можно попарно установить на продольные балансиры, как на вездеходе Xpen, и сделать передний мост в виде поперечного балансира. Получится почти подвесочный вариант.
Но пока рассматриваем вариант без подвески, вездеход, который, наверно, можно назвать полубортповоротный с подруливанием. Вполне интересный может получиться компромисс. Посадка в вездеход сбоку между передним и вторым колесом и сзади.