Юрич, как спортсмен, можешь сказать о дисковых диференциалах повышенного трения? Есть ли преимущества перед винтовыми и насколько блокируются.
Могу, поскольку на ВАЗе мне довелось делать чертежи и на ту и на другую, как мы их называли,"блокировку". На самом деле, ты правильно назвал эти механизмы дифференциалами повышенного трения. Просто тогда в среде спортсменов ВАЗа появиласьеще и т.н. "Фордовская блокировка" с конусными блокирующими муфтами, те схватывали даже вывешенное колесо и применялись на кольцевых машинах.
Дисковые больше нравились раллистам, т.к. их можно было настраивать. они мягко срабатывали и предсказуемо, пропорционально передаваемому моменту работали. последние из пакетов шайб с каждой стороны нажимных муфт выполнялись как тарельчатая пружина, создавая т.н. "преднатяг" в дифференциале. Т.е. независимо от передаваемого момента дифференциал уже имел момент внутреннего трения, который ощущался при езде по лужам. грязи, в повороте...
Также можно было менять угол скосов на муфтах, при этом менялась крутизна характеристики нарастания момента внутреннего трения от передаваемого момента.
Мне дали шпионские эскизы деталей этих дифференциалов и блокировок и потом, уже по чертежам, мы их успешно изготавливали, спортсмены ездили сами и торговали ими втихаря на гонках...
Но вот для коробки 2108, где рядом со сферическим корпусом дифференциала проходит вал привода механизма переключения передач, шайбовая блокировка с одной стороны закосилась, пришлось шайбы уменьшать...не очень красивый корпус получался, а также появлялась некоторая ассиметричность свойств между сторонами. Из сферических полуосевых шестерен не вполне технологично было делать шлицевую часть для ведомых шайб...
А тут как раз засветились червячная блокировка Торсен на АУДИ и винтовая Тру-Трэк. Мы собрали все, что смогли раскопать по иностранным журналам, заказали переводы, практически по рисункам и фоткам сложили компоновки, ребята-расчетчики помогли с зубами. И как то всё быстро сложилось, меньше чем за год уже собрали первые образцы, потом были варианты с углами наклона зубьев, разными конусами на винтах и пр. Червячную из-за её сложности и слишком резкого схватывания на передний привод забраковали, хотя продолжали применять. А вот винтовая понравилась и применяется с успехом во всех видах, правда теперь кличут её уже Квайфом.
Если сравнивать, то и дисковая и винтовая вполне добрые для езды, но винтовая более технологичная, простая и износостойкая, поэтому шире применяется.
Ещё одно соображение по поводу дифференциалов повышенного трения и блокировок. Есть разница в их назначении.
Дифференциалы повышенного трения типа дискового или винтового имеют некоторый преднатях или не имеют, но момент внутреннего трения у них зависит от передаваемого момента, при возрастании момента он пропорционально растет. Но при полном освобождении одного колеса (вывешивании) тяга резко падала, это плохо, особенно для короткоходных подвесок кольцевых машин с могучими стабилизаторами. Конусные и червячные "дифференциалы повышенного трения с автоматической блокировкой" имели круто нарастающую характеристику момента внутреннего трения и при заклинивании уже не отпускали забегающее колесо, даже если оно вывешивалось. Т.е. они жестче срабатывают, но обеспечивают бульдожью хватку, не давая колесу буксовать, а тяге падать.
Но, это всё в спортивной, скоростной езде важно. А в грязи и для проходимости важно не предсказуемую и управляемую тяговую характеристику получить, а избавиться от падения момента на колесе с хорошим сцеплением с дорогой при буксовании или проскальзывании другого колеса. А вот тут то, если одно колесо потеряло сцепление, момент падает быстро и такой дифференциал может и не сработать. Также и кулачковая блокировка может не сработать, наблюдал как наш водитель испытатель резко бросал сцепление при раскрученном двигателе, чтобы схватила блокировка и дальше уже колеса вращались заодно.
Поэтому, считаю для вездеходов более предпочтительным применять принудительную 100%-ную блокировку межколесных дифференциалов. Ну это мои личные предпочтения...
Слишком много, наверное, написал.