Здравствуйте! Когда я проектировал этот трактор, то не собирался делать что-то необычное или кого-то удивлять. Поэтому не собираюсь его защищать. Просто есть такая конструкция и я поделился ею. Есть опыт изготовления и эксплуатации такого трактора и вездехода, и я готов поделиться этим опытом со всеми, кому это интересно.
Сначала я делал электроплуг с двигателем 1.5 кВ, работал он от сети 220В. Затем решил сделать трактор. Огород у нас длинный и узкий, находится на уклоне, поэтому грядки идут поперёк. Получается много разворотов после коротких проходов.
С электроплугом было всё просто: развернул его и поехал на следующую грядку. Хотелось, чтобы также легко разворачивался и трактор. Поэтому я стал придумывать, как сделать так, чтобы трактор разворачивался на месте. Интересно было сделать всё самому, с нуля, а не использовать готовые агрегаты. Пересмотрел много разных схем, придумал свою. Такая схема мне показалась наиболее легко реализуемой в нашей мастерской. Всё делали из металлолома, который находили на улице. Только валы с обгонными муфтами нам сделали на заводе из стали «45».
Dil довольно хорошо нарисовал кинематическую схему. Только есть небольшое уточнение: вращение на звёздочки передают обгонные муфты. Передние тянут вперёд и проскальзывают назад, задние - наоборот. Соответственно, между подшипником и муфтой есть пружины. Муфта включается пружиной, выключается тягой с маленьким подшипником. При обычном повороте, когда одно колесо обгоняет другое, муфта внешнего колеса проскальзывает.
Недостаток такой схемы в том, что тянет внутреннее колесо, что ухудшает управляемость при обычном движении. Чтобы эффективнее поворачивать, нужно сбрасывать газ на повороте.
Достоинство - повышенная проходимость, сравнимая с проходимостью полноприводного транспорта, у которого нет блокировки дифференциалов. Если трактор или вездеход буксует, то буксует 2-мя колёсами, независимо от того, насколько они загружены. При использовании дифференциалов буксуют наименее нагруженные колёса. т.е. наименее эффективные. Поэтому, это вроде бы «недопривод», но прёт хорошо. Превзойти его могут только блокируемые дифференциалы.
Сверхманёвренность- интересная вещь как на тракторе, так и на вездеходе. Кататься на таком интересно. Только немного неправильно реализовано управление: рычаги включения-выключения обгонных муфт должны быть около руля, тогда всё будет динамичнее и более практично. На вездеходе сверманёвренность используется просто для катания (для удовольствия) 06:05, 06:38, для быстрого выхода с узкого участка 09:00, для более эффективного управления на воде 13:53, а также при постановке на якорь для выполнения полётов на парашюте . Устройство вездехода есть на видео .
В общих чертах вроде всё показал. Если есть вопросы - задавайте, по возможности постараюсь ответить.