Автор Тема: УЖД Подпорожского района Лен.области  (Прочитано 8994 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн gudvin

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 3679
  • Имя: Дмитрий
  • Откуда: Изумрудный город
УЖД Вознесенского ЛПХ

Строительство УЖД на берегу реки Свирь в поселке КрасныйБор было начато после войны в 1947 году, до 1954 года дорога входила в состав РОСГЛАВЦЕНТРОЛЕС треста Ленлес, затем была передана Вознесенскому ЛПХ. На 1954 год при протяженности дороги 38 километров на ней работал один паровоз ОП2 и два мотовоза МУЗ4. Протяженность дороги к 1970 году увеличилась до 54 километров из них 31 км магистральных путей и веток. К моменту закрытия дороги в 1998-99 годах протяженность дороги составляла 38 километров. Дорога пересекала трассу разобранной финской УЖД от станции Пай к берегу Онежского озера.

Изначально на дороге работало несколько паровозов, которые потом были заменены бензиновыми мотовозами МУЗ4, а затем дизельными МД54-4.В середине 70-х на дороге появляются тепловозы ТУ6А, на вывозке леса по магистрали работает тепловоз ТУ7, для перевозки пассажиров задействована автомотриса АМ1. Вывозка леса осуществлялась на берег реки Свири, где была организована плотовязная база на которой вязали собственные плоты и переформирововали сплотки, которы поступали с Онежского озера. Далее плоты сплавлялись вниз по течению потребителям древесины. С закрытие сплава по Свири на берегу в пос. Краснй Бор был построен лесозавод и пристани для погрузки леса на баржи. Помимо вывозки леса по УЖД к 1983-85 году  начинается автомобильная вывозка леса, которая к концу 90-х полностью вытеснила перевозку леса по железной дороге и УЖД была разобрана. На 2000 год дорога была полностью разобрана, о существовании УЖД напоминала лишь насыпь и разбросанные по площадке станции остатки подвижного состава.






Оффлайн gudvin

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 3679
  • Имя: Дмитрий
  • Откуда: Изумрудный город
Re: УЖД Подпорожского района Лен.области
« Ответ #1 : Февраль 25, 2013, 16:33:33 »
Подпорожский КЛПХ

Ниже по течению от плотины Верхнесвирской ГЭС (Подпорожье), за изгибом на большом полуострове на правом берегу расположен посёлок Никольский. Поселение возникло здесь еще в петровские времена, когда для кораблей, строящихся в Лодейном Поле, потребовались якоря и цепи. Пётр I поселил здесь мастеров из московской Немецкой слободы. Посёлок получил название Немецкое. До 30-х годов XX века здесь стояла небольшая деревушка. В 30-х годах в посёлке Ровское (выше по Свири) построена верфь. В 1940 году верфь была переведена в Никольский, поскольку посёлок Ровское оказался в зоне затопления Нижне-Свирской ГЭС. Во время Великой Отечественной войны недостроенная верфь и селение были полностью уничтожены. По окончанию войны верфь была восстановлена в кратчайшие сроки и с 1945 по 1957 год строила деревянные баржи. В качестве материала для барж служил строевой лес, который в достаточном количестве произростал севернее реки Свирь и Западнее реки Важинки. Особую ценность представляли «корабельные сосны», которые использовались для изготовления мачт. Крупный массив «корабельной сосны» располагался в районе поселка Рижное, куда началось строительство узкоколейки. При строительстве дороги применялись рельсы легкого типа Р-18 и более легкие. На дороге было построено три разъезда. В качестве тяги на дороге применялось несколько паровозов. Все железнодорожное хозяйство было сосредоточено на судоверфи, где имелось деревянное неотапливаемое депо, в котором производился всякий ремонт.  Большая часть леса вывозилась сортиментом, однако «корабельный» возили в хлыстах – для чего было оборудовано несколько сцепов из четырехосных платформ. В 1957 году судоверфь прекратила постройку деревянных барж и перешла на ремонт и изготовление мелкого судового оборудования. Потребление леса в технологическом процессе стало минимальным и УЖД и все места рубок в 1960-м году были переданы Подпорожскому леспромхозу. На момент передачи протяженность дороги составляла 67 километров, при протяженности магистральных путей 46 километров. Леспромхоз организует несколько новых мест рубок, в частности в районе озер Черное и Партозеро. Грузопоток по узкоколейке значительно возрастает. Состояние магистрали было в удручающем состоянии, легкие пути не могли обеспечить пропуск возросшего количества поездов. Принимается решение о проведении реконструкции УЖД. На магистрали укладываются рельсы марки Р-24, строится еще один разъезд на 25 километре, обустраивается несколько балластных карьеров. Все раздельные пункты оборудуются телефонной связью. Изменяется схема путей на нижнем складе, помимо новых узкоколейных путей строится разветвленная сеть путей широкой колеи от станции Свирь. Промышленная ветка оборудуются семафорами, ограждающими как станцию Свирь, так и ст. Важины. На станции Важины в места пересечения узкой и широкой колеи так же ограждают семафорами и маневровыми щитами. В качестве входного сигнала на узкоколейную станцию устанавливают семафор на значительном удалении от первых стрелок, что позволяет выполнять маневры при нахождении поезда на перегоне. На дорогу, на смену паровозам поступают тепловозы ТУ2М (МК) и мотовоз ДМ54. На 1960 г. В работе оставалось два паровоза серии К*, два тепловоза ТУ2М (МК) и один мотовоз ДМ54. Впоследствии паровозы были заменены тепловозами ТУ4. Вывозка леса осуществлялась на четырехосных платформах, большей частью в сортименте. Для перевозки пассажиров на УЖД имелось несколько пассажирских вагонов различноых заводов, в частности завода «Свидлице». Для очистки путей от снега применялся плужный снегоочиститель Камбарского завода. Локомотивы по прежнему ремонтировали в депо на территории судоверфи.  К началу 70-х тепловозы ТУ4 вытеснили неудобные в управлении ТУ2М(МК), а для маневровой работы начинают поступать камбарские тепловозы с механической передачей ТУ6А. ЛПХ полностью отказался от вывозки леса сортиментом и перешел на хлыстовую вывозку, для чего на дорогу поступают новые вагоны-сцепы Демиховского и Алтайского заводов. Для перевозки пассажиров и рабочих бригад на дорогу поставляются пассажирские вагоны ПВ40, для  обеспечения горячей пищей рабочих на делянках используются вагоны-столовые ВС-1.  В распоряжении путейцев имеется тепловоз-дрезина ТУ6Д. Ежедневно курсирует пассажирский поезд до пос. Рижное, некоторое время на этом маршруте используется автомотриса АМ1, которую потом поставили под забор из-за сложности конструкции. В 1974 году поселок Рижное расселили и надобность в пассажирском сообщении отпала. К середине 70-х годов вывозка леса по УЖД составляла порядка 600 тыс. м.куб/год. В начале 80-х начинается реконструкция Свирского лесокомбината, его основные мощности переезжают из Подпорожья в поселок Никольский на место судоверфи, туда строится новый подъездной путь широкой колеи, высокая насыпь которого преграждает доступ УЖД к старому депо, в связи с этим в Важинах строится новое кирпичное депо. Вывозка леса осуществляется на нижний склад леспромхоза, оттуда часть леса отгружается на широкую колею, а часть леса автотранспортом перевозится на лесокомбинат. В 1987 году ЛПХ получает тепловоз ТУ8 и несколько новых вагонов. Параллельно вывозке по УЖД развивается вывозка леса автотранспортом.  К 1988-89 годам вывозка леса по УЖД практически останавливается, ситуация осложняется тем, что железнодорожный мост через реку Важинку приходит в непригодное для эксплуатации состояние. Практически весь подвижной состав сосредотачивают на левом берегу на нижнем складе, на правом берегу строят разъезд, куда вывозят небольшую часть леса и рельсы с разбираемых усов и веток. В 1998-1999 годах леспромхоз приступает к разборке узкоколейки, на разборке задействован один тепловоз, который вывозит рельсы на разъезд перед мостом, к 2002 году УЖД окончательно разобрана.

В 1998 году Подпорожский ЛПХ получает новые делянки для рубок в районе поселка Токари. Для подвоза леса с делянок к месту погрузки на автотранспорт на автодороге Важины – Токари строят узкоколейку с использованием путевого материала с разбираемой линии. Эта УЖД представляет из себя один большой ус, с несколькоми ответвлениями в лесу и одним разъездом на точке перегрузки. Подвижной стсав в количестве двух тепловозов ТУ6А, одного ТУ8 и десятка сцепов ДМЗ перевозится из Важин. УЖД проработала до 2003 года, когда закупленная леспромхозом современная техника позволила вывозить лес напрямую с делянок. УЖД разобрали, локомотивы вывезли в Подпорожье на базу сельхозтехники, где они были разрезаны в лом.


















Оффлайн gudvin

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 3679
  • Имя: Дмитрий
  • Откуда: Изумрудный город
Re: УЖД Подпорожского района Лен.области
« Ответ #2 : Февраль 25, 2013, 16:54:03 »


мои фотки




Оффлайн gudvin

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 3679
  • Имя: Дмитрий
  • Откуда: Изумрудный город
Re: УЖД Подпорожского района Лен.области
« Ответ #3 : Февраль 25, 2013, 16:58:33 »
Помимо Важинской УЖД на балансе Подпорожского ЛПХ находилась и Юксовская УЖД, расположенная выше по течению Свири в поселке Вязостров. Эта дорога вступила в строй в 1930-е годы и изначально относилась к РОСГЛАВЦЕНТРОЛЕСу треста Ленлес, на дороге работали два паровоза. В 1941-44 годах, территория, на которой находилась дорога, находилась в финской оккупации, весь подвижной состав был захвачен финнами. Вновь дорога вступила в строй в 1949 году, а к 1954 году была передана на баланс Подпорожского КЛПХ. Наибольшая протяженность дороги составляла на 70-е годы 52 километра (37 километров магистральных путей и веток). В п. Вязостров находились локомотивное депо, механический цех, склад ГСМ и контора лесопункта. На ст. Перекрёсток (пересечение с автодорогой Подпорожье – Вытегра) имелись посадочная платформа для пассажиров, склад, заправочный пункт и кабель-кран для перевалки леса. Кроме того на 15 километре дороги располагался второй посёлок лесопункта – 23 квартал. Несмотря на наличие грунтовой автодороги до Вязострова, по УЖД осуществлялось пассажирское сообщение, народ возили в вагонах Камбарского завода и Демиховских ПВ40. Кроме работников лесопункта, пассажирами были и воспитанники Вязостровской школы-интерната.

Достоверно известно, что в 1954 году на дороге работало два паровоза ПТ4, два ВП4 и один лёгкий паровоз ОП2. Кроме того имелось два мотовоза МУЗ4. Позднее поступил один паровоз серии Кп4, тепловоз ТУ2М(К), несколько мотовозов МД54-4 и дрезина ПД1. Кроме того, на дорогу попали две самоходные электростанции ЭСУ1, но эксплуатировались они вяло. Вывозка леса осуществлялась с делянок, расположенных за посёлком 23 квартала и в районе болота Новое. Лес вывозился на лесосплав в поселок Вязостров и на перегруз у ст. Перекрёсток. После прекращения сплава по Свири в Вязострове были построены причалы для погрузки барж плавучим краном. В начале 80-х годов лесосырьевую базу в окрестностях лесопункта окончательно выбрали, и в 1983 году лесопункт был ликвидирован. Жителей посёлков Вязостров и 23 квартал переселили в Подпорожье, оборудование и почти весь подвижной состав вывезли в металлолом. После прекращения перевозки леса протяженность дороги составляла 12 километров (до Перекрестка), в таком виде дорога просуществовала еще пару лет, последний мотовоз МД54-4 поддерживал связь с поселком Вязостров.

В 2000 году на территории поселка Вязостров валялись кузова от электростанций ЭСУ1, несколько кабин от МД54-4, останки паровой электростанции ППЭС и вагона ПВ40, сохранились развалины причала и локомотивного депо. На лесоучастке 23 квартала осталось около десятка полуразрушенных домов деревянно-щитовой конструкции, кусок тепловоза ТУ2М(К) и бак тендера паровоза Кп4.








Оффлайн gudvin

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 3679
  • Имя: Дмитрий
  • Откуда: Изумрудный город
Re: УЖД Подпорожского района Лен.области
« Ответ #4 : Февраль 25, 2013, 17:04:30 »


УЖД Свирского энерголескомбината и Верхнесвирской ГЭС (г. Подпорожье).

В 1936 г. начато строительство Верхнесвирской ГЭС, которая должна войти в состав каскада Свирских гидроэлектростанций и обеспечить бесперебойное снабжение Ленинграда электроэнергией, суммарная мощность каскада должна была составить 160 МВт. Новая станция строится в районе селения Подпорожье. Природные условия в районе размещения новой станции аналогичны Нижнесвирской, поэтому станция строится по аналогичному проекту. Советская Республика имея уже достаточный опыт в строительстве крупных гидроэлектростанций теперь в значительной мере подготавливается к новой «стройке коммунизма». Для снабжения стройки строительными материалами организуется трест Свирьстрой. В непосредственной близости от будущей стройки возводится комбинат мостовых железобетонных конструкций (МЖБК), лесокомбинат, механический завод, автоколонна и другие подсобные производства. В районе деревни Лаптещина закладывается гравийный крьер, в пос. Усть-Боярская – песчаный, а на впадении реки Святуха – габродиабазный. От станции широкой колеи Подпорожье прокладываются подъездные пути широкой колеи к площадке нового строительства и на все подсобные производства. В качестве технологического транспорта на строительстве ГЭС применяется УЖД с паровой тягой – работает несколько (минимум два) паровозов серии 159.

Кроме того, как уже отмечалось, в Подпорожье был построен лесокомбинат (Свирский энерголескомбинат), для доставки леса, на который проложили узкоколейную железную дорогу.  Комбинат располагался на излучине реки Свирь ниже по течению строящейся ГЭС, на окраине рабочих поселений, которые впоследствии объединили в город Подпорожье. Изначально добычу леса вели в районе деревни Поляны (оз. Долгозеро), Туда была проложена магистраль узкоколейки. На 12 километровом участке было обустроено два разъезда на 6-м (5-м?) и на 10-м километре. По мере вырубки леса в указанном районе УЖД продлили на восток в район озера Погра, а затем еще дальше в район Святозера. В качестве тяги на дороге применялась паровая тяга, преимущественно с паровозами 159 серии.

С началом Великой Отечественной войны работы по строительству ГЭС были приостановлены. К зиме 1941 года территория Подпорожья была оккупирована финскими войсками. На момент оккупации на брошенной стройке находилось два локомотива, на УЖД лесокомбината – 5 локомотивов.  В ходе войны финны приспосабливают лесовозную УЖД в качестве военно-полевой для доставки войск и грузов, продлив ее до пос. Редоручей (вероятно была построена еще ветка в район деревни Шименичи, поскольку в финских документах  эта УЖД называется как Нижнее-Свирская УЖД Kosoenala  - Simanitsi). На дорогу перевозят несколько локомотивов с соседних захваченных узкоколеек.

В послевоенный период началось восстановление Нижнесвирской ГЭС и продолжение возведения Верхнесвирской. На стройке Верхнесвирской гидроэлектростанции продолжают трудится довоенные локомотивы, несколько локомотивов, привезенных финами, кроме того на стройку привозят несколько трофейных локомотивов, в часности с соседней УЖД Энерголескомбината. В общей сложности на постройке ГЭС работают 8 локомотиво завода "Геншель" (1908-1939 годов выпуска), один паровоз "Ориенштейн и Коппель" 1904 г.в. и один паровоз завода "Борзиг" 1910 года постройки. Возможно часть этих локомотивов использовалось в качестве стационарных паровых котлов. В 1949 году на стройку поступают 6 паровозов ВП2 (1949 г.в.) и 6 паровозов ПТ4 (1949 г.в.). УЖД связывает стройплощадку с предприятиями и карьерами. Основная доля перевозимого грунта для возведения плотины перевозится по УЖД.

С возобновлением стройки УЖД энерголесокомбината из военно-полевой перешла в разряд лесовозных. Лесоразработки велись в районе оз. Вадруисозера, где была построена разветвленная сеть веток и усов. На дороге работало некоторое количество локомотивов со стройки ГЭС, а затем в 1955 году пришел первый паровоз в собственность энерголесокомбината. В 1956 году парк локомотивов комбината пополнился тремя новыми паровозами ВП4. Лесокомбинат принадлежал тресту Свирьстрой министерства Электростанций, поэтому эта дорога ни фигурирует ни в одном из отчетов Минлеспрома.

15 февраля 1952 года Верхнесвирская электростанция вступила в строй на полную проектную мощность. После пуска еще некоторое время продолжалась достройка корпусов и облагораживание территории станции, но к середине 50-х все строительные работы были завершены и УЖД на месте строительства полностью демонтирована. В 1955 году Нижнесвирская и Верхнесвирская ГЭС объединяются в один Свирский каскад – один из крупнейших гидроэнергетических узлов Северо-Запада России. Возведения каскада ГЭС позволило поднять уровень воды в Свири и решить проблему судоходства на порогах, из-за которых свое название получил город Подпорожье.

По окончанию строительства трест Свирьстрой был ликвидирован, на его базе был организовано несколько предприятий, занимающихся монтажом гидротехнического оборудования, а лесокомбинат и комбинат МЖБК перешли под управления министерства строительных материалов. Свирский лесокомбинат еще какое-то время производил вывозку леса по УЖД параллельно с автотранспортом, а к началу 60-х годов из-за истощения лесосечного фонда в районе УЖД полностью перешел на автовывозку и работу со специализированными лесозаготовительными предприятиями – леспромхозами, в частности с Подпорожским комплексным леспромхозом.

В начале 80-х годов комбинат был в значительной мере модернизирован, большая часть производства было перенесено в поселок Важины, куда непосредственно приходила узкоколейка Подпорожского леспромхоза. Процесс реконструкции тянулся несколько лет и окончательно не был закончен из-за начавшейся перестройки и развала Союза. Однако, не смотря на это, по своим показателям Свирский ЛСК на середину 80-х годов был самым крупным из лесоперерабатывающих комбинатов на Северо-Западе.


Оффлайн wildjeger

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 134
  • Имя: Константин
  • Откуда: СПб
Re: УЖД Подпорожского района Лен.области
« Ответ #5 : Ноябрь 07, 2013, 19:09:03 »
Благодарю :hi: Очень познавательный рассказ! Из нашей конторы машины в Подпорожье ездят за фанерой.  :blush:

Оффлайн gudvin

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 3679
  • Имя: Дмитрий
  • Откуда: Изумрудный город
Re: УЖД Подпорожского района Лен.области
« Ответ #6 : Ноябрь 07, 2013, 20:44:08 »
Из нашей конторы машины в Подпорожье ездят за фанерой.  :blush:
А где у нас фанеру делают, я не в курсе ?  :blush: :biggrin:

Оффлайн wildjeger

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 134
  • Имя: Константин
  • Откуда: СПб
Re: УЖД Подпорожского района Лен.области
« Ответ #7 : Ноябрь 08, 2013, 02:12:19 »
Дык завод большой стоит в Подпорожье, завтра на работе точный адрес выясню. Я там один раз был, большой такой, современный завод.  Помню что в подъём ехали, дорога убитая была :blush:

Оффлайн Plusmix

  • Member
  • *
  • Сообщений: 1
УЖД Подпорожского района Лен.области
« Ответ #8 : Сентябрь 23, 2019, 16:26:29 »
Тема хоть и старая, но решусь спросить.
Про ужд.
Много встречал описание про ужд Подпорожского района, аналогично сообщениям выше.
Но нет упоминаний про ужд в районе рехкозеро (правее токарей, если смотреть на север, условно район: Токари, Посад, пай, ревсельга).
Был начале 90-х на нижнем складе, видел составы, мотовозы.
Сейчас там бываю, можно наткнуться на лесовозные ветки со шпалами и костылями. Рельса ни одного не встречал.
Может кто знает что это была за дорога, на сколько большая, кому принадлежала

 

"Праздник коня" в Вологодской области

Автор кузнецРаздел Мероприятия и события

Ответов: 10
Просмотров: 2829
Последний ответ Февраль 28, 2012, 18:09:45
от puika
Флора и фауна северо-востока Ленинградской области.

Автор gudvinРаздел Дары природы

Ответов: 191
Просмотров: 37570
Последний ответ Май 14, 2017, 22:40:59
от gudvin
Пневмоход из г.Лиски Воронежской области

Автор OFF-ROAD36Раздел Переломки

Ответов: 1
Просмотров: 4760
Последний ответ Октябрь 30, 2011, 22:19:03
от Александр 69
Охота и рыбалка в Томской области.

Автор Белый ДомРаздел Предлагаю услуги

Ответов: 2
Просмотров: 3446
Последний ответ Март 01, 2012, 00:55:43
от Александр 69
Флора и фауна Смоленской области

Автор OlegРаздел Путешествия

Ответов: 8
Просмотров: 3263
Последний ответ Август 21, 2012, 21:15:41
от Oleg