Самой частой и имеющей самые серьезные для трансмиссии последствия ошибкой является неправильное применение цепей. Большинство вездеходостроителей при выборе цепи полагаются на интуицию. А зря. В этом вопросе, как правило, интуиция практически всегда не работает, свидетельством чему огромное количество ошибок в готовых конструкциях вездеходов.
В нашем конкретном случае требуется цепным приводом объединить по входу две КПП от Волги, на которые будет подаваться крутящий момент от дизельного двигателя Ford. Как видно из рисунка двумя постами выше на выходе КПП Ford может появиться максимальный крутящий момент 383 Нм.
Для того чтобы не озадачиваться довольно непростыми расчетами я создал довольно удобную таблицу, по которой можно легко и быстро подобрать необходимые цепь и звездочки для этой цепи. Смотрим таблицу ниже и пытаемся понять, какую цепь необходимо взять, чтобы передать крутящий момент 383 Нм.
Вроде как все цепи подходят. Лично мне интуиция подсказывает, что следует брать цепь типоразмера 15 или 19 мм. Так ли это?
Смотрим по ссылке статью на моем сайте
ссылкаи с ужасом обнаруживаем, что в соответствии с правилом 8 с такими оборотами двигателя в принципе может справиться только цепь 9,525 мм. Причем, если говорить об обычных цепях, то и то такую цепь можно использовать только с дизельными двигателями. Если использовать бензиновый двигатель, то на применении обычных цепей ставится большой и жирный крест.
Есть выход из этой ситуации? Есть, но об этом чуть позже. Это будет универсальное решение, а пока рассмотрим частный случай, чтобы понять логику подбора цепей и звездочек. Из всего многообразия цепей остается только цепь 9,525 мм. Согласно таблице, приведенной ниже, для передачи крутящего момента необходимо использовать звездочки с числом зубьев не менее 28. Делительный диаметр звездочки с числом зубьев 28 будет равен 85,1 мм. Поскольку для такой цепи максимальное число оборотов вала составляет 2600 об/мин, то для этих оборотов и будем считать максимальную линейную скорость цепи.
2600 об/мин = 43 об/сек
85,1 мм х 3,14 х 43 об/сек = 11,6 м/сек.
Смотрим правило седьмое из упомянутой выше статьи и убеждаемся, что установленный ГОСТом предел линейной скорость для открытой цепи 7 м/сек нарушен в полтора раза.
Фактически это уже означает, что обычную цепь даже для дизельного двигателя использовать нежелательно. Какое-то время работать будет, но срок службы будет достаточно небольшим.
Что делать? Будем искать скоростную и бюджетную цепь, благо, что наш автопром как нельзя лучше позаботился о нашей проблеме. Он создал цепь для газораспределительных механизмов двигателей семейства ВАЗ. В соответствии с паспортными данными двигателей ВАЗ такая цепь легко выдерживает 5600 об/мин и более. Это не может не радовать. Кроме того, такая цепь двухрядная, что означает, что по сравнению с однорядной цепью она может выдерживать нагрузку на 90 процентов больше.
В двигателе ВАЗ цепь ГРМ приводится двухрядной звездочкой с числом зубьев ряда 19. Не будем ничего выдумывать и используем для создания требуемого цепного привода именно эту звездочку.
Согласно приведенной таблице звездочка с числом зубьев 19 способна при помощи однорядной цепи передать крутящий момент 263 Нм. Двухрядна цепь передаст с двухрядной звездочкой с числом зубьев 19 крутящий момент 500 Нм, а нам нужно 383 Нм.
Победа!!! Это и есть универсальный бюджетный вариант, который позволяет создать привод на две КПП от Волги от дизельного или бензинового двигателя через штатную КПП.
Вот так непросто рассчитываются цепные приводы. Требования к ним очень жесткие и тут нет места для интуиции и самодеятельности. Вариант решения всегда один, и практически всегда он неожиданный.
Итак, ТЗ для нашего цепного привода:
Необходимо использовать двухрядную цепь и двухрядные звездочки с числом зубьев 19 механизма газораспределения двигателя ВАЗ.
Оптимальное расстояние между осями звездочек от 286 мм до 476 мм.
Максимальное расстояние между осями звездочек 762 мм.