После некоторых размышлений пришел я к выводу, что самым удачным в качестве силовой установки для складывающейся в моем исполнении схемы трансмиссии вездехода будет использование двигателей ВАЗ-2105 или ВАЗ-21011 с пятиступенчатой КПП ВАЗ-2107. Сначала следует выставлять на КПП от Волги передачи, соответствующие локальным условиям движения. После этого, без каких либо опасений можно пользоваться передачами со 2 по 5 на КПП ВАЗ. На первой передаче КПП ВАЗ будет реализовываться режим ходоуменьшения, пользоваться которым можно только при определенных навыках движения и только в определенных условиях движения.
Вместо ДВС и КПП можно, безусловно, поставить и ДВС вместе с КПП от Форда с соответствующими небольшими корректировками схемы трансмиссии.
Но схему делаю умышленно для варианта узлов ВАЗ, поскольку они более распространены, а схема приобретает полностью законченный для повторения вид.
Гусеничные вездеходы совсем не попадают в область моих интересов, но если кто-нибудь будет реализовывать именно такой вариант, то обращайтесь, просчитаем все до конца в отдельной ветке.
Считаем значимые параметры трансмиссии. Уже выяснили, что при использовании в качестве ведущей звездочки гусеницы 14-дюмового колесного диска от Волги радиус звездочки составит 0,178 м.
Длина окружности звездочки составит 0,178 м х 2 х 3,14 = 1,118 м.
Максимальное передаточное число трансмиссии в режиме ходоуменьшения составит:
3,67 (КПП ВАЗ) х 3,618 (КПП ГАЗ) х 3,9 (ГП) = 51,78
Максимальное передаточное число трансмиссии в силовом режиме при свободной манипуляции фрикционами составит:
2,1 (КПП ВАЗ) х 3,618 (КПП ГАЗ) х 3,9 (ГП) = 29,63
В первом случае при минимальной скорости ведущая звездочка гусеницы будет вращаться со скоростью
1000 / 51,78 = 19,31 ом/мин.
За минуту звездочка гусеницы сдвинет гусеницу на
19,31 об/мин х 1,118 м = 21,6 м
21,6 м/мин = 1,3 км/час.
Во втором случае минимальная скорость составит 2,26 км/час.
Таким образом, при использовании в качестве ведущей звездочки колесного диска диаметром 14 дюймов минимальная скорость вездехода составит 2,26 км/час.
Минимальная скорость в режиме ходоуменьшения 1,3 км/час.
Максимальная расчетная скорость составляет 148 км/час. Естественно, такую скорость на таком вездеходе развить невозможно.
Значения минимальных и максимальной скоростей показывают определенный дисбаланс скоростных характеристик в схеме трансмиссии. Было бы неплохо понизить скорость еще в два раза, но зато получившаяся схема трансмиссии максимально проста в реализации.
Все узлы трансмиссии хорошо согласованы по крутящим моментам, что означает долгую и безаварийную работу этой части вездехода.
Максимальная тяга вездехода в режиме свободной манипуляции бортовыми фрикционами составит 1597 кгс. Эта тяга может быть как суммарной, так и создаваемой в режиме поворота бортом.
Максимальная тяга в режиме ходоуменьшения составит 2790 кгс. Этим режимом необходимо пользоваться с определенной осторожностью, учитывая то обстоятельство, что тяга одного борта не должна превышать 1597 кгс. Практически совершенно безопасно этим режимом пользоваться в болоте и на ровной горизонтальной поверхности, то есть там, где риск попадания всего крутящего момента на один борт минимален. Можно на этом режиме пользоваться и фрикционным поворотом, но без выхода двигателя на обороты, соответствующие максимальному крутящему моменту. Но это и не потребуется, поскольку тяговый потенциал вездехода столь велик, что он будет срывать борт в режим проскальзывания до наступления критических напряжений в трансмиссии.
Безусловно, можно загнать вездеход в такие условия, защемив гусеницу, что может привести к поломке трансмиссии в режиме ходоуменьшения. Но, как известно, сдуру можно и лом сломать. Достаточно не очень значительных навыков в вождении вездехода, чтобы начать различать опасные для трансмиссии ситуации.
В качестве заключения хочу сказать, что использование включенных подряд двух КПП – дело достаточно рискованное и неоднозначное. Большого простора в решениях тут нет и быть не может. Благодаря идее автора ветки о своевременном разделении крутящих моментов по бортам можно получить решение трансмиссии близкое к идеальному.
К сожалению, не вижу бюджетных решений для звездочек привода гусеницы диаметром более 14 дюймов.