Некоторые размышления на счёт применения цепи в основе гусениц. Я, когда применил цепь, имел большие сомнения на счет ресурса. Но, чем больше был пробег у вездехода, тем меньше становилось сомнений. Расчёт простой - при движении вездехода по ровной поверхности, постоянное усилие, наверно, 100 кг. делим на две цепи, получаем - 50 кг на цепь. Разрывная нагрузка цепи ПР-38 - 12700 кг. При расчете цепного привода, применяется простой расчет - цепь допустимо постоянно эксплуатировать при нагрузке в пять раз меньшей разрывного усилия и чем это число больше тем выше ресурс цепи, соответственно. Т. е. 12700\5=2540 кг. это максимально допустимая постоянная нагрузка. В нашей схеме 50 кг (грубо в среднем) 2540\50=50,8, получается что цепь нагружена в пятьдесят раз меньше номинала! По этой же причине, кратно, уменьшатся воздействие абразивов. Второй фактор. При обегании траками основы цепь делает два разворота на 180 гр. и остальное время находится в относительном покое выполняя тянущую роль т. е. 95 процентов своей жизни цепь просто тянет вездеход, не изгибаясь при этом (воздействие абразивных, при этом, теоретически, мала, что опять отражается на её ресурс. Совершенно обратная картина наблюдается при применении цепной передачи для транспорта на шинах низкого давления большого диаметра. Чтобы повернуть колесо диаметром 1600 мм. ведомой звёздочкой диаметром 200 мм. на цепи необходимо усилие в восемь раз большее чем на протекторе колеса. Чаще всего применяется цепь ПР-19,05 с разрушающей нагрузкой - 3180 кг. Пусть усилие на протектор, на будет по 50 кг на каждое колесо т. е. 50х8=400 кг. постоянной нагрузки. 3180\400=7.95 - нагрузка значительная, но не фатальная, но при повышении. нагрузки на протекторе усилие на цепь легко перепрыгивает нагрузки допустимые эксплуатационные значения, т.к. усилие на ведомой звездочке всегда в восемь раз выше чем на протекторе колеса. Эксплуатация в данном режиме возможна только при постоянном наличии смазки на поверхностях трения. Второй фактор - обеганиё цепью звездочки происходит часто ( в зависимости от конструкции трансмиссии). Вот такой, грубый, расчет в защиту применения цепей в составе движителя гусеничной техники.