Мотолодки "Казанка-5", "Казанка-5М", "Казанка-5М2", "Казанка-5М3", "Казанка-5М4".Основные данные:
Длина наибольшая, м 4.50
Ширина наибольшая, м 1.6
Высота борта на миделе, м 0.72
Угол килеватости днища на транце 5°
Масса с оборудованием и снабжением, кг 190
Грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4
Допустимая мощность ПМ, л.с. 30~60
Скорость под мотором: 30 л.с.
с полной нагрузкой, км/ч 34Мотолодка "Казанка-5М".
1 — швартовные утки; 2 — транец на всю высоту борта; 3 — штампованный комингс кокпита; 4 — крышки кормового багажника; 5 — стационарные кормовые сиденья; 6 — бортовые шкафчики; 7 — бортовые полочки; 8 — съемные носовые сиденья; 9 — ДУ газом и реверсом мотора; 10 — панорамное ветровое стекло; 11 — гнезда для установки кнопок «Стоп»; 12 — штурвал; 13 — стеклоочиститель; 14 — переборка носового багажника; 15 — крышка люка носового багажника; 16 — ниши для мелких предметов; 17 — шкафчик в передней панели; 18 — носовой рым-ручка; 20 — подмоторный кронштейн.
Мотолодка «Казанка-5» выпускалась авиазаводом им. С. П. Горбунова в течение 6 лет, начиная с 1972 г. Судно проектировалось с расчетом на повышенную мореходность и комфортабельность при ограниченной мощности подвесных моторов, выпускаемых отечественной промышленностью. Для обеспечения возможности глиссирования с одним мотором мощностью 25~30 л.с. приняты обводы корпуса с относительно малой килеватостью днища у транца и с сильным заострением носовой оконечности. Следствием этого являются хорошие ходовые качества и малый дифферент при плавании с полной нагрузкой. При ходе на волнении, однако, лодка, врезаясь в волну, опасно зарыскивает. Малый ходовой дифферент обуславливает увеличенную смоченную длину корпуса, поэтому максимальная скорость «Казанки-5» оказывается несколько ниже, чем других лодок аналогичных размерений.
Эксплуатация лодки допускается при удалении от берега до 3 км при высоте волны до 0.75 м. На модели «Казанка-5» разрешена установка одного мотора мощностью не выше 30 л.с.
Корпус мотолодки клепаной конструкции из дюралюминиевого сплава Д1АТ; помимо набора, жесткость днища и бортов обеспечивается благодаря штампованным рифтам и высадкам. Соединения листов обшивки по килю и на бортах
усилены прессованными профилями. Масса корпуса — 145 кг. Непотопляемость обеспечена блоками пенопласта, которые закреплены в носу и корме под палубой. В случае заливания волной лодка остается на плаву со всеми сидящими в ней пассажирами.
В модели «Казанка-5» мотор навешивается на выносном кронштейне. Такой вариант установки мотора имеет как преимущества, так и недостатки. Прежде всего — экономится место в кокпите. Благодаря кронштейну, на корме «Казанки-5» удалось оборудовать запирающийся багажник, в котором на стоянке можно хранить подвесной мотор. Проще стала конструкция кормовой части корпуса, так как отпала необходимость в самоотливной нише — надводный борт на транце имеет достаточную высоту, чтобы исключить заливание водой. Несколько улучшилась центровка лодки благодаря выносу мотора (или даже двух) за транец.
К числу недостатков установки на кронштейне можно отнести увеличение габарита лодки по длине, неудобство обслуживания и ремонта, уязвимость мотора при швартовке и худшую его защищенность от заливания волной, чем при установке в рецессе. Испытания варианта «Казанки-5», снабженной рецессом, показали не худшие, чем с кронштейном, ходовые качества, поэтому с 1978 г. начато освоение производства и этого варианта лодки. У модели «5М» выносной кронштейн рассчитан на установку двух моторов.
В форпике оборудован носовой багажник, отделенный от кокпита наклонной глухой переборкой. Для укладки вещей в него на палубе оборудован люк с крышкой, которая может быть заперта на замок. В кокпите устанавливаются 4 складывающихся мягких кресла; по бортам оборудованы полочки и шкафчики для мелких предметов. Кокпит закрывается тентом с отстегивающимися боковинами.
Оптимальным мотором для мотолодок «Казанка-5» и «5М» является 25-сильный «Вихрь-М». При использовании гребного винта с шагом 270 мм эти лодки развивают скорость с полной нагрузкой 34 км/ч. При этом расходуется 0,28—0,30л горючего на пройденный километр пути. Для достижения максимальной скорости могут быть установлены два мотора «Вихрь-М» или «Вихрь-30» с гребными винтами, имеющими шаг 380 мм. В этом случае скорость с 2 чел. на борту составляет 52 км/ч.
Поскольку с течением времени выявились серьёзные недостатки "закрученных" обводов "Казанок-5" (см. ниже), в 1989г. была разработана модификация "Казанка-5М4". Эта лодка при тех же размерениях и планировке получила совершенно новые выпукло-килеватые обводы, причём угол килеватости на транце повышен до 8.5°. В результате повысились скоростные и, в особенности мореходные качества лодки. "Казанка-5М4" выпускается в настоящее время, полностью заменив на конвейере предшествующие модели.
Опыт эксплуатации в морских условиях
Достоинства лодки
Мотолодки "Казанка-5" различных модификаций отличались хорошей стойкостью против коррозии в морской воде. Острые вогнуто-килеватые носовые обводы хорошо отражают брызги вниз, способствуют мягкому ходу против невысокой волны. Из-за малой килеватости днища в корме "Казанки-5" легко выходят на глиссирование с большой нагрузкой. "Казанки-5" (и "Казанки-2М"), в отличие от других мотолодок снабжались немагнитными штурвалами (алюминиевыми или пластмассовыми), что позволяло удобно закрепить компас перед рулевым.
Недостатки лодки
"Закрученные" вогнуто-килеватые обводы "Казанок-5" обусловили главный недостаток этих мотолодок: при ходе на значительном попутном или попутно-боковом волнении "Казанки-5" сильно зарыскивают и часто переворачиваются через скулу. Из всех мотолодок с такими обводами "Казанки-5" в наибольшей степени подвержены зарыскиванию. "Амуры" и "Казанки-2М" более мореходны благодаря своим большим размерам, "Прогрессы" не так погружают нос в волну из-за более низкой скулы, у "Воронежа" в корме предусмотрены наклонные участки дниша около скулы, препятствующие опрокидыванию. Относительно небольшая и самая остроносая "Казанка-5" зарыскивает нещадно. Подавляющее число лодок, опрокинувшихся в заливе Петра Великого под Владивостоком - это "Казанки-5".
Самая первая модификация, собственно "Казанка-5", имела слабоватый набор, который трескался при ходе против крутой волны под мотором мощностью 30 л.с. У следующей модификации, "Казанки-5М", набор и выносной транец усилены, и допустимая мощность моторов увеличена до 55 л.с. Однако, для корпуса "Казанки-5" такая мощность чрезмерна. Результаты не замедлили себя ждать: в морской гонке на приз журнала "Катера и Яхты" выносной транец "Казанки-5М" оторвался вместе с моторами! Эта неудача заставила завод начать выпуск лодки "Казанка-5М2" с установкой моторов на транце и обычным рецессом вместо выносного подмоторного кронштейна. На следующей модификации "Казанка-5М3" был несколько подкреплён корпус и допустимая мощность увеличена до 60 л.с.
Ошибочное решение, продиктованное желанием повысить шансы на победу в гонках! По всем нормам, советским и американским, такая мощность для "Казанки-5" просто опасна! Во многом "благодаря" чрезмерной мощности устанавливаемых моторов "Казанки-5" и переворачивались. Учитывая особенности "закрученных" обводов, безопасной величиной мощности моторов для "Казанок-5" следует считать ~45 л.с. Этой мощности вполне хватает для выхода на глиссирование с полной нагрузкой.
Заключение
С 1989г. производится новая модель "Казанка-5М4". Благодаря применению выпукло-килеватых обводов корпуса и увеличению угла килеватости на транце до 8.5° ликвидирована рыскливость лодки на попутном волнении, улучшены скоростные качества. Из-за более полных носовых обводов увеличилась вместимость багажника. Однако, допускаемая к установке мощность моторов 60 л.с., как ни крути - сильно завышена. Поэтому многие владельцы нынешних "Казанок-5М4" отмечают появление течи после хода по волне с мотором (моторами) максимальной мощности.
Всё же, при условии применения моторов не мощнее 45 л.с. и проявлении осторожности в управлении (старые модификации "Казанки-5"), "Казанки-5" можно считать неплохими прогулочно-туристскими мотолодками.
http://www.motolodka.ru/kazanka5.htm