Ну, Шерп – так Шерп.
Обратимся к авторской информации:
ссылкассылкаНа Шерпе применяется традиционно двигатель Кубота мощностью 44 л.с. и максимальным крутящим моментом 118 Нм. В качестве КПП использована КПП ВАЗ-2110.
В схеме трансмиссии Шерпа применены два типа цепных редукторов. Один идет от КПП до механизма поворота. Использованы звездочки на 12 и 30 зубьев. ПЧ привода равен 2,5.
Второй тип цепного привода используется для передачи крутящего момента от механизма поворота до колес. Использованы звездочки на 12 и 39 зубьев. ПЧ привода равен 3,25.
В обоих случаях используется цепь ПР-25,4 (16В-1).
Максимальное ПЧ КПП ВАЗ-2110 составляет 13,5 Следовательно, максимальное ПЧ трансмиссии равно 13,5 х 2,5 х 3,25 = 109,7. Для получения минимальной скорости 1 км/час ПЧ трансмиссии вездехода с колесами Шерпа должно быть 270,8. Следовательно, минимальная скорость Шерпа равна 270,8 / 109,7 = 2,47 км/час. По этому параметру Шерп – это уже не снегоболотоход, а покатушечник со склонностью к сдиранию почвы и самозакапыванию.
Минимальное ПЧ КПП ВАЗ-2110 равно 2,91. Максимальная угловая скорость цепи ПР-25,4 составляет 800 об/мин. Следовательно, при числе оборотов двигателя более 800 х 2,91 = 2328 об/мин на пятой передаче цепь от КПП до механизма поворота будет «гореть» (и горит) и интенсивно разрушать звездочки.
От двигателя на колесо может поступить максимальный крутящий момент 118 х 109,7 = 12947 Нм. Однако цепь ПР-25,4 без риска разрыва может создать на оси звездочки с числом зубьев 39 крутящий момент не более 9470 Нм. Поскольку у Шерпа, как и у любого бесподвесочника, диагональное вывешивание – постоянный спутник при движении, то в любой момент при повороте весь крутящий момент от двигателя может оказаться на поворотном колесе. Разрыв цепи на Шерпе – это лишь вопрос времени.
Плюс еще пресловутая передняя короткая цепь Шерпа
Самые простейшие вычисления показывают, что трансмиссия вездехода изготовлена с грубейшими ошибками. Но почему все это тогда движется? Причем показывает завидную проходимость. Может потому, что сама идея неплохая и ее нужно «довести до ума»?
Обратим свое внимание вот на этот полезный ресурс:
ссылкаАвтор утверждает, что нормально спроектированный цепной редуктор должен работать не менее 10 тыс. часов. При средней скорости вездехода 10 км/час пробег цепей и звездочек должен составить не менее 100 тыс. час. Почему мы этого не наблюдаем на Шерпах? Вопрос сугубо риторический.
Получился вполне мотивационный пост, показывающий, что можно сделать вездеход, значительно превосходящий Шерп как по надежности, так и по основным техническим характеристикам.