Здравствуйте фуромчане. В тему пригласил автор после переписки на пневмоходах. Сейчас больше интересуюсь гидроприводом для мотогусянки, т.к. есть два эндуромопеда сузуки 250 и 400 см3.
Добрый день, Иван! Спасибо за хорошие видео и то, что сообщили столь подробные характеристики потенциальных доноров. Это сильно помогает при первоначальном осмыслении идеи.
Честно говоря, я несколько скептически отношусь к переделке таких мотоциклов в сноубайки на гидравлическом приводе. И вот почему. В фильмах речь идет о временной установке гусеничного движителя вместо колесного движителя на зимний период. Трансформация производится достаточно быстро. У нас переделки будут намного серьезней. И есть достаточно много аргументов против такой переделки. Когда приспосабливается обычный мотоцикл для езды зимой, то, как мы видим, устанавливается гусеница шириной ощутимо больше, чем ширина колеса, что подразумевает довольно непростые технические решения. Лыжа, устанавливаемая, вместо переднего колеса, также намного шире. И при этом все равно будет такой временной интервал осенью и весной, когда гусеницу применять уже нецелесообразно, а колесо еще слишком рано.
Между мотором и гидравлическим мотором потребуется установить редуктор, чтобы весьма высокие обороты двигателя при максимальной мощности привести в соответствие умеренным оборотам гидронасоса при максимальной производительности. Тогда проще не трогать двигатель и сделать привод гидронасоса родной цепью двигателя. Большой проблемой остается объем бака для гидравлической жидкости, который должен быть в литрах не менее половины от объема жидкости прокачиваемой через насос за минуту. В нашем случае это будет порядка 40 литров. Но это по учебникам. На практике ставят намного меньше с риском потерпеть фиаско. В результате цепь мотоцикла мы заменяем на достаточно объемное и тяжелое оборудование (насос, мотор, бак, гидравлическая жидкость, органы управления), теряем ощутимо КПД и максимальную скорость. Что получаем взамен? Плавность хода и заднюю передачу. На первый взгляд, так себе обмен.
Особенно жалко использовать столь замечательные двигатели совершенно не по назначению, а лишь для организации гидравлической станции.
В каком случае действительно имеет большой резон делать на подобном аппарате гидравлический привод? На мой взгляд, в том случае, когда не приспосабливается готовый мотоцикл под зимние варианты передвижения, а делается сразу снегоход-болотоход с комбинированным движителем колесным или полугусеничным с возможностью быстрой трансформации. То есть, передняя вилка делается широкой под активное колесо с гидравлическим приводом для серьезной грязи и болота, которое зимой меняется по потребности на лыжу. А на заднюю вилку устанавливается либо активное гидравлическое колесо, либо колесная пара с колесами размером поменьше, но с гидравлическим приводом самих колес и пассивной гусеницей, надеваемой на колеса. Функциональность такого аппарата будет максимально возможной. В качестве мотора можно использовать самый обычный Лифан, от которого не требуется ничего, кроме определенной мощности. Для привода гидравлического насоса этого более чем достаточно.
Но это все отступления на тему перспектив. Прежде чем оценить возможность создания достаточно бюджетного гидравлического привода необходимо понять, какой гидравлический мотор нам потребуется для получения тяговых возможностей, соответствующих мотоциклу – донору. Для начала возьмем первый мотоцикл. Максимальный крутящий момент его двигателя составляет 27 Нм. Умножаем это значение на максимальные значения передаточных чисел (ПЧ) элементов трансмиссии от двигателя до колеса и получаем:
27 Нм х 3,19 (ПЧ моторной передачи) х 2,416 (ПЧ КПП на первой передаче) х 3,769 (ПЧ цепной передачи) = 784 Нм.
Такой крутящий момент при страгивании может развить гидравлический мотор OMS-315 (российский аналог МГП-315). Максимальное число оборотов такого двигателя – 285 об/мин. Если предположить, что диаметр колеса мотоцикла составляет около 750 мм, то максимальная скорость нашего гидравлического аналога мотоцикла составит 40 км/час. Довольно скромно по сравнению с донором. Но если такая скорость устроит, то можно пытаться придумать, что делать дальше. Для работы гидравлического двигателя потребуется насос НШ-32 – изделие легкое и дешевое. Плюс гидравлический распределитель 1Р80 для создания заднего хода и гидравлическая педаль, принцип действия которой уже разбирался в этой ветке.
Как хорошо видно в приведенных выше видео движитель сноубайка приводится в действие роликовым приводом, диаметр которого раза в три меньше диаметра колеса. КПД такого привода довольно низок, что даст нам определенный выигрыш при построении движителя с прямым гидравлическим приводом.
В целом пока вырисовывается некое изделие, довольно медленное, но с вездеходным потенциалом намного выше, чем у донора.
Не слишком все оптимистично, но такова пока ниша гидравлических приводов. В относительно бюджетном варианте получается делать только всевозможные погрузчики – тихоходные и многофункциональные. Попытка перенести такие решения на внедорожную технику обычно оборачивается серьезным усложнением трансмиссии и значительным увеличением массы.