Исходя из этих требований выбор, естественно, падает в первую очередь на автомобиль ВАЗ-1111 Ока. Почему Ока?
Потому, что для Оки существует большое количество доступных тюнинговых модификаций:
ссылкаШутка, конечно.
Выбор Оки обусловлен ее весом и габаритами.
Естественно, сразу же были отметены такие варианты, как конструктивно законченная гусеничная платформа «Метелица».
ссылкаДля такой платформы нужно отдельное средство доставки.
Пока остановился на варианте активного колесного прицепа для автомобиля Ока, который перед входом в бездорожье трансформируется в вездеходную платформу, приводимую в действие трансмиссией Оки.
Полная снаряженная масса Оки составляет 635 - 645 кг.
ссылкаСогласно актуальному законодательству полная масса снаряженного прицепа может составлять 750 кг согласно постановлению Правительства РФ №1097 от 24.10.2014, плюс 340 кг – полезная нагрузка самой Оки.
То есть, необходимо снаряженную массу вездехода уложить где-то в 1300 кг.
На первый взгляд, можно попробовать.
Но тут есть нюанс. Вроде как согласно данным завода-изготовителя максимальная разрешенная масса прицепа для Оки составляет 200 кг, если прицеп не оборудован тормозами, и 400 кг, если прицеп тормозами оборудован. Будут ли реально сотрудники ГИБДД докапываться до этого момента, если увидят прицеп с четырьмя колесами диаметром 1300 мм – не знаю. Есть рекомендации завода, есть постановление Правительства, в котором нет оговорок на то, что есть дополнительные ограничения, устанавливаемые заводом-изготовителем легкового автомобиля. В свидетельстве о регистрации легкового ТС нет такого пункта, как максимально разрешенная масса буксируемого прицепа. Значит, ограничения устанавливаются только постановление Правительства, а это 750 кг. Но, попробуй, докажи порой что-нибудь идиотам в форме на дороге…
Но и максимальный вес прицепа в 400 кг тоже не является фантастическим вариантом.
Если, например, взять колеса ТРЭКОЛ диаметром 1300 мм, то их вес будет не более 65 кг. Четыре колеса – это 260 кг. На сам прицеп остается 140 кг. Вполне реально с учетом того, что сам прицеп будет состоять из рамы и пары колес с амортизаторами от Оки.
ссылкаПрицеп видится в габаритах около 2600 мм х 1300 мм (чтобы уложить две стопки колес диаметром 1300 мм). Прицеп должен ехать по дорогам общего пользования на собственных колесах, которые обеспечат ему скорость движения не менее 90 км/час.
Будет рама прицепа частью рамы активной вездеходной платформы или нет, пока не знаю. Спорить с ГИБДД о переделках прицепа не хочется, но и терять драгоценный вес – тоже.
Следует отметить, что существует возможность изготовления прицепов с совершенно легальными документами по размерам заказчика. Недешево это, конечно, но при изготовлении от 10 штук цена становится вполне нормальной.
На подъезде к бездорожью прицеп превращаем в четырехколесную вездеходную платформу, на которую должна быть установлена Ока, которая и будет приводить в действие колеса вездеходной платформы диаметром 1300 мм.
То есть, потребуется сделать привод от передних колес Оки к колесам бортов платформы.
С учетом ширины Оки при колесах 1300 х 700 мм колея платформы составит порядка 2200 мм, а полная ширина порядка 2900 мм. Это ощутимо больше 2550 мм, ну, да и ладно: на дорогах общего пользования на таком чудище все равно лучше не появляться. База вездеходной платформы с учетом ширины проема боковой двери автомобиля (1130 мм) будет порядка 2430 мм, поскольку боковая дверь автомобиля должна открываться в проем между колесами борта. С учетом больших габаритов для двухместного вездехода пока видится бортповоротный вариант платформы без подвески. Естественно, хочется сделать такой вариант, чтобы подвеска самой Оки при движении по бездорожью полноценно работала.
Использование готового малолитражного автомобиля удобно еще и тем, что это все-таки законченное устройство с отработанной двигательной установкой и достаточно защищенным от непогоды салоном. Единственной существенной переделкой автомобиля будет изготовление раздельной тормозной системы по бортам автомобиля, если будет выбран бортповоротный вариант для вездеходной платформы. Формально это не очень хорошо, но мы ведь понимаем, что раздельные тормозные системы, работающие на дорогах общего пользования от единой педали, только повышают надежность и безопасность автомобиля.
Безусловно, на базе прицепа можно сделать и гусеничный вариант платформы. Можно даже использовать колеса самого прицепа в качестве существенного элемента трансмиссии гусеничной платформы, а колеса Оки после установки ее на прицеп в качестве катков гусеницы. Этот вариант будет даже компактней и в каких-то случаях проходимей, чем колесный. Но, увы, я не любитель гусеничных вездеходов. И как-то надо будет решать вопрос плавучести такой платформы.
В любом случае, такой вариант очень даже также имеет право на существование.
Если есть заинтересованные в таком варианте вездеходного комплекта, то прошу подключаться к обсуждению.
Прошу только не отступать от существенных требований технического задания, особенно в части скорости движения по дорогам общего пользования.
Вот такой утопичный проект, на который, оказывается, есть спрос.