На скорую руку и с возможными мелкими ошибками.
Рассмотрим вариант трансмиссии с популярной полуторалитровой Куботой V1505-T и 6-ступенчатой МКПП TL8 автомобиля Рено Дастер.
Сначала главный расчет на нагрузочную способность трансмиссии по крутящим моментам.
Максимальный крутящий момент двигателя составляет 118 Нм.
Берем данные передаточных чисел КПП по ссылке:
ссылкаБеру наугад второй вариант КПП. Передаточное число (ПЧ) главной передачи составляет 4,86. ПЧ первой передачи равно 4,454. Следовательно, на выходе КПП может появиться максимальный крутящий момент:
118 Нм х 4,86 х 4,454 = 2554 Нм
Главная передача (ГП) ГАЗ-71 по расчетам выдерживает 2221 Нм, то есть будет немного перегружена, но только на первой передаче и если увлекаться максимальной тягой на этой передаче. Не страшно.
ПЧ ГП ГАЗ-71 = 1,9. Следовательно, на выходе ГП ГАЗ-71 максимальный крутящий момент 2554 Нм х 1,9 = 4853 Нм. Именно этот крутящий момент попадет на ведущую звездочку цепного бортового редуктора. Такой крутящий момент цепь семейства ПР-25,4 может выдержать только при условии, что число зубьев ведущей звездочки будет не менее 20.
Это число соответствует заявленному автором вездехода на пятой странице ветки и фотографиям из электронной версии журнала Моделист-Конструктор:
ссылкаСлабо верю в возможность совпадений в части числа зубьев звездочек, поэтому полагаю, что цепной привод рассчитывался, причем весьма грамотно.
Автор вездехода Север в фильме Александра Лапсакова утверждает, что число зубьев ведущей и ведомой звездочек отличается на 1. Пусть это число будет 21, чтобы трансмиссии было потяжелее. В результате на бортовой редуктор (БР) ГАЗ-71 может попасть максимальный крутящий момент 4853 Нм / 20 х 21 = 5096 Нм. Бортовой редуктор будет немного перегружен, особенно при диагональных вывешиваниях, но совершенно не критично.
На этом прочностной расчет можно смело заканчивать. Проверка пройдена успешно.
В целом – браво!!! Это лучшая на моей памяти трансмиссия колесного бортповоротника с приводом через ось колеса.Но мы пойдем дальше и оценим дополнительно некоторые параметры вездехода.
Вот тут могу ошибиться, но вроде уловил информацию, что ПЧ используемых в вездеходе Север БР ГАЗ-71 составляет 4,2.
При статическом радиусе колеса 743 мм максимальная тяга вездехода составит:
5096 х 4,2 / 9,6 / 0,743 = 3001 кгс.
Эта цифра обеспечивает очень уверенный бортовой поворот при довольно большом значении базы 2200 мм.
Максимальное ПЧ всей трансмиссии составляет:
4,86 х 4,454 х 1,9 / 20 х 21 х 4,2 = 181,4
Для колеса диаметром 1650 мм для получение минимальной скорости 1 км/час это значение должно составлять 279,2. Следовательно, минимальная скорость вездехода Север составляет 279,2 / 181,4 = 1,54 км/час.
Вполне ожидаемый результат. Для сравнения, минимальная скорость вездехода, название которого упоминать не стоит, составляет 2,48 км/час, а максимальная тяга 1831 кгс.
Как говорится, почувствуйте разницу.
Скоростной диапазон вездехода довольно скромный – всего 21,15. Но и этот параметр повыше, чем у того, с чем сравниваем – там всего 14,8. Низкий скоростной диапазон – это, к сожалению удел всех дизельных двигателей с небольшими максимальными оборотами. В принципе, этого вполне достаточно для бесподвесочного колесного бортповоротника.
Что еще сказать? Успешных повторений. Вездеход очень близок к рекордным показателям, в том числе по показателям надежности, и именно его можно копировать не задумываясь.
Если потребуются какие-то корректировки трансмиссии под конкретные двигатели и КПП, то обращайтесь. Все совершенно бесплатно, в ответ только попрошу по возможности публиковать результаты своих работ в этом направлении.