Для подбора типа двигателя и коробки переключения передач (КПП) необходимо знать значение максимального крутящего момента, которое способна воспринять раздаточная коробка Нивы (РК ВАЗ-2121).
К сожалению, мне так и не удалось найти «заводское» значение максимального крутящего момента для РК ВАЗ-2121. Поэтому приходится пользоваться расчетным значением, которое, естественно, может оказаться до некоторой степени заниженным. Зато это дает то значение максимального крутящего момента, которое РК ВАЗ-2121 должна гарантированно выдерживать без снижения ресурса (срока службы). На практике получается, что возможное незначительное занижение расчетного крутящего момента полностью компенсируется тяжестью условий эксплуатации вездехода, поскольку на вездеходе зачастую РК эксплуатируется в среднем при больших крутящих моментах, чем на автомобиле - доноре.
При расчетах входного максимального крутящего момента РК ВАЗ-2121 были использованы данные двигателя ВАЗ-2130, устанавливаемого на автомобили семейства ВАЗ-2121. Максимальный крутящий момент такого двигателя составляет 135 Нм. Передаточное число (ПЧ) первой передачи КПП ВАЗ-2121 составляет 3,67.
Таким образом, на вход КР ВАЗ-2121 может поступить максимальный крутящий момент
135 Нм х 3,67 = 495 Нм.
Максимальный крутящий момент более слабого двигателя семейства Оки ВАЗ-11113 составляет 44,1 Нм. ПЧ первой передачи КПП ВАЗ-1111 составляет 3,7. При значении 4,1 передаточного числа главной передачи (ГП) КПП ВАЗ-1111 и заблокированном дифференциале ГП (например, заваренном) на выходе КПП ВАЗ-1111 максимальный крутящий момент будет равен
44,1 Нм х 3,7 х 4,1 = 669 Нм.
Делим 669 Нм на 495 Нм и получаем значение 1,35. При использовании самого слабого двигателя семейства ВАЗ-1111 РК ВАЗ-2121 оказывается перегруженной на 35 процентов. Уже очень нехорошо. Выдержит ли РК такой перегруз? Выдержит, но за счет снижения срока службы. Насколько? Не знаю. Поэтому всегда рекомендую в такой ситуации ставить ограничитель числа оборотов двигателя на первой скорости. Что, естественно, никто никогда не делает. Можно просто поставить черточку на тахометре и стараться не «перекручивать» РК ВАЗ-2121 на первой скорости.
Действительно, двигатель CG10DE совместно с АКПП могут создать максимальный крутящий момент порядка 815 Нм.
Делим 815 НМ на 495 Нм и получаем значение 1,67. Перегруз РК ВАЗ-2121 на 67 процентов это уже совсем нехорошо. Фактически это будет означать частую (а может быть и преимущественную) работу РК ВАЗ-2121 в перегруженном режиме. На работу РК ВАЗ-2121 и так много нареканий.
Не вижу никакого смысла использовать такую РК совместно с двигателем CG10DE, когда есть возможность поставить РК с существенно большим входным максимальным крутящим моментом.