С одной стороны так и не дает покоя идея применения мотоциклетного двигателя.
С другой стороны не стоит дистанцироваться от проблемы дальнейшего понижения оборотов трансмиссией вездехода. Как ни крути, а заветную цифру понижения 279 надо как-то набрать.
С третьей стороны хочется попробовать изготовить вертикальную силовую установку, которая будучи установленная сзади минимально съест площадь пола вездехода. Аналогично, если бортовую силовую установку удастся впихать в фактически пропадаемое бортовое межколесное пространство вездехода, то освободится весь пол в вездеходе. Вот как используется это пространство в Шерпе? Для забора воздуха и отведения выхлопных газов.
Кроме того, при распределении силовой установки по бортам выходной вал силовой установки оказывается в том самом месте, где он и нужен – между колесами борта, откуда наиболее удобно совершить последний решающий бросок к колесам цепным бортовым редуктором.
Поэтому снова появилась идея взять умеренный по своим характеристикам двигатель объемом в районе 350 куб. см. с КПП, и с него подать родной мотоциклетной цепью на КПП ГАЗ-66. Чем хороша эта КПП? Она переваривает большой крутящий момент по входу – 290 Нм. У нее очень хороший скоростной диапазон. На четвертой передаче ПЧ=1, а вот на первой ПЧ=6,55. У обычной КПП этот показатель находится на уровне 4 +-.
Применение автомобильной КПП в сочетании в мотоциклетным двигателем дает нам еще столь недостающую заднюю скорость.
Сугубо для ориентира и только потому, что на него есть все необходимые нам данные, возьмем в качестве двигателя силовую установку от ИЖ Юпитер-5. Максимальный крутящий момент на выходе КПП может быть не более 285 Нм, что идеально согласуется с КПП ГАЗ-66. У двигателя есть моторная цепная передача с ПЧ=2,57. В сочетании с ПЧ первой передачи 3,17 нам дает максимальное ПЧ КПП ИЖ = 2,57 х 3,17 = 8,15.
Вместе с КПП ГАЗ-66 мы получим суммарное ПЧ этой части трансмиссии 8,15 х 6,55 = 53,36. А это уже очень немалый вклад в необходимое ПЧ трансмиссии.
Посмотрим, что со скоростным диапазоном. Скоростной диапазон двигателя равен 5,6 (соотношение максимального числа оборотов к 1000 об/мин). Перемножаем скоростные диапазоны двигателя и КПП и получаем 5,6 х 3,17 х 6,55 = 116,3. Отличный скоростной диапазон. Понятно, что полностью его реализовать невозможно при слабых двигателях и отсутствии подвески, но это несопоставимо лучше размышлений том, чем жертвовать – минимальной скоростью или максимальной при скоростном диапазоне 24.
Теперь обращаем внимание вот на эти два поста:
ссылкассылкаЧестно говоря, у меня были сомнения относительно возможно применения бортовых редукторов от вездехода ГАЗ-71 в качестве колесных редукторов с колесами размером 1650 мм. Но если их ставят на колесный вездеход Север 2020, то будем считать в первом приближении, что в плане надежности там все нормально. Если отвлечься от цены на такой редуктор, то нам он очень подходит в силу своего большого ПЧ и несимметричности. Ось колеса не совпадают с осью ведущей шестерни, и мы можем легко и герметично организовать переход ведущего вала колесного редуктора во внутреннюю часть вездехода. Или сделать цепные передачи снаружи в кожухе. Тогда число переходных отверстий в корпусе вездехода сократится вдвое, а обслуживание трансмиссии станет максимально удобным.
Если использовать такие колесные редукторы с ПЧ=3,9, то на цепной бортовой редуктор нам останется ПЧ всего 279 / 53,36 / 3,9 = 1,34. И всего –то? Пришли в результате к одноступенчатому цепному редуктору с небольшим ПЧ. Причем цепная передача у нас будет в самом востребованном и обоснованном месте – в месте раздачи крутящего момента от ведущего вала по колесам.
По-моему, очень неплохой вариант трансмиссии может получиться. Думаю, можно даже посчитать возможность получения сразу очень интересной минимальной скорости 0,5 км/час. При скоростном диапазоне 116 это очень даже возможно.
Рисуем схему трансмиссии для обоих вариантов минимальной скорости в 1 и 0,5 км/час?