Первый поход.
Несколько часов на сбор и мы в пути. Настроение прекрасное. Немного взволнован. Первые километры пути проходили по льду вдоль горного хребта. Несколько раз пришлось пересекать небольшую каменную реку, камни осыпались с гор, а ледник уносил их от горы и казалось, что по льду течет каменная река. Выход с долины представлял собой довольно затяжной подъем протяженностью около 40 км.
На 4 и 6 стояли моторы Пежо 1.5д., а 2 и 3 были оборудованы моторами Фольксваген 1.6д. и практически сразу почувствовалось различие в поведении вездеходов. Фольксы спокойно шли на 2 передаче, а Пежо очень оборотистые моторы, но с малым моментом шли только на первой, поэтому вести Пежо было довольно утомительно. На первой передаче машина прекрасно тянула, быстро разгонялась, но как только включалась вторая передача, мотор тух, и приходилось включать первую. Когда закончился подъем машины пошли резвее. Небольшие заструги практически не создавали помех движению. Светило очень яркое солнце, Настроение было прекрасное. Картинка была сказочная: по снежной, блестящей от солнца долине, движется караван фантастических существ ярких всевозможных окрасов, вдали вырисовывались силуэты гор. Павел постоянно снимал. На равнине моей 6 удалось перейти на вторую, и что бы ни затруднять движение другим я ушел вперед. Вдруг машина пошла очень резво, и по радио услышал голос Виктора- «Виталий останавливайся, ты потерял прицеп». Пришлось возвращаться. Картина была впечатляющей, прицеп, совершив несколько переворотов, лежал вверх колесами. Причина поломки, открутились болты крепления прицепного устройства на вездеходе. Этот случай сразу показал перевозить людей в прицепах очень рискованно, окажись в этом прицепе люди лежать им со сломанными шеями. Минут сорок ушло на ремонт и караван снова в пути.
Ландшафт местности менялся незначительно, только горы проплывали справа по курсу, то один массив появится, проплывет и исчезнет сзади, затем впереди вырастает другой. Первый день* пути прошел очень удачно, проехали около 300 км**. Разбили Лагерь поели и легли спать. Температура была –17. Я сейчас думаю, Антарктида нас заманивала, что бы затем преподать свои уроки.
Проспав 5 часов, собрали лагерь, перекусили, заправили вездеходы, оставили одну бочку на обратный путь. Подсчитали, средний расход приближался к 19 литрам.
И снова вперед. Новый день встречал нас уже не так благосклонно. Через час движения у Виктора сломался правый колесный редуктор. Все собрались для его замены, благо мы заранее знали об его особенностях. Виктор пошутил:
-- ну, вот теперь вы научитесь менять редуктора на морозе а не в тепличных условиях Беларуси.
Тогда мы не знали, как часто нам придется это делать, и вместе посмеялись над этой шуткой. Разобрав, злоща-стный редуктор мы обнаружили, что все зубья были съедены и выкрошились, мы перешли черту легкой поезд-ки, дальше больше.
Ремонт занял минут 40 , все-таки мы были профессионалами и руки росли из нужного места. Снова в путь. Часа через два на нашей шестерочке стал прослушиваться характерный стук в трансмиссии. Андрей Шейн спросил:
-- Что делать?
Ждать и двигаться дальше, редуктор уже сломался, но может он протянет еще некоторое время –, ответил я, он протянул еще 200 км на протяжении которых скрежет в колесном редукторе резал и без того начавшие натягиваться как струны нервы. Каждый новый километр показывал нам насколько мы были дилетантами, а конструкция несовершенна . как я упоминал ранее на двух машинах стояли моторы Пежо 1.5 д у которых термостаты открывались при более высокой температуре, а из-за малого момента приходилось идти на пер-вой и при повышенных оборотах чтобы не сдерживать продвижение колонны. Неожиданно из моторного отсека повалил пар, сразу бросил взгяд на датчик температура в норме. А мотор кипит. Вот оно наше дилетантство начало вылазить на каждом шагу. Расширительный бачок на вездеходе стоял от класики 2101. И был на прямую связан с атмосферой. Ближе к полюсам давление воздуха меньше чем в умеренных широтах, да и поднялись мы на 2000м. И вот результат термостат закрыт а вода кипит и на счету каждая минута. А останавливать колонну из-за себя было стыдно. Я веду машину а Андрей Шейн в это время спит на моторном отсеке длиной 1300мм при росте под 190см скрючившись буквой зю.
понятие день здесь и далее по тексту означает только этап пути от сна и до сна и ни как не равен 24 часам.
имеется в виду расстояние географическое, а не реально пройденный путь
Пошел пар, я начал будить Андрея, но из-за грохота внутри вездехода словами это получаеться не очень, держа левой рукой руль правой начинаю тормошить Андрея а пар при этом валит все сильней, по радио я сказал что немного сброшу скорость а потом догоню. Подобное делать в походах такой сложности нельзя, но … . Я сбросил скорость насколько это возможно но мотор кипит и выбрасывает не только пар но и воду. У Андрея очень хорошая реакция и иногда кажется что он родился за рулем. На ходу меняемся местами и начинаю ремонт, надо выбросить термостат. На рабочем двигателе откручиваю крышку термостата и командую глуши. Не успел мотор стать как я в зимних крагах правой рукой сорвал крышку а левой вырвал термостат и поставил крышку на место, « заводи» мотор завелся, вездеход пошел, и я придерживая правой рукой крышку термостата левой закрутил болты. И стал заливать тосол. Андрей к тому времени уже нагонял колонну. Температура поползла вниз.
На 400 км небо стало затягивать тучами. Наступили сумерки, поднялся ветер и начялась легкая пурга. Види-мость упала до 50-100 метров, снизив скорость, включив маячки, продолжали движение. Часов 5 двигались по пурге. Дороги, то есть снега видно не было, только белая пелена. Ориентировались по маячку идущей впереди машины. Подобную глупость никому не советую повторять, но тогда мы еще понятия не имели ,что такое тре-щины на Антарктиде но как известно что новичкам и дуракам везет, а мы как нельзя лучше подходили сразу под эти две категории. Пурга закончилась также быстро, как и началась, мы просто выехали на участок где опять светило солнце, контраст был поразителен, и невозможно было поверить, что пять минут назад мы нахо-дились в пурге, а солнца не было видно и в помине. Колонна стала, оказалось, сломался редуктор у Юры на №3. Судьба к нам была благосклонна, сломайся он раньше, ремонтировать пришлось бы среди пурги, а это занятие не из приятных. 50 минут и мы снова в движении. На этот раз стали через 1 час, накрылся наш редуктор. Замена и в путь.
570-й км, останавливаемся, почти середина маршрута. Чуков, Драбо и Виктор решили, пока будет разби-ваться лагерь три машины уйдут вперед и отвезут топливо километров на 30 вперед и вернутся в лагерь, когда уже будет все готово. Сказано приступаем. В машинах остается только топливо, ЗИП и по 1 водителю. В №2 с Виктором поехал Чуков с JPS.
Даже незначительно облегченные машины стали вести себя по другому, появилась резвость, и скорость возросла до 35 км/ч. поэтому отъехали от лагеря на 50 км. И на расстоянии 620 км от Патриота и 530 от южного полюса на координатах 85,30,21 ЮШ 81,55,32 ЗД сделали промежуточную базу с топливом и продовольствием. Разгрузив вездеходы, налегке направились к ночлегу. Вот момент когда и проявились лучшие качества. Скорость движения была 40-45 км/ч. когда двигаешься с такой скорость по застругам начинаешь испытывать настоящее опьянение, это тот момент, когда влюбляешься в пневматик окончательно и бесповоротно. Дорога заняла по времени чуть больше часа. И вот мы, плотно поев, легли спать.
Сон был сладким, но недолгим всего 5 часов. Затем короткий завтрак и снова в путь. Необходимо пройти 570 км и вернуться на Патриот. С пустыми прицепами и без груза колонна двигалась значительно быстрее. Од-нако недоработка конструкции и стиральная доска из заструг делали свое дело. Сломан еще один редуктор у Виктора. Быстрая замена. По радио пошло обсуждение, почему редуктора оказались столь ненадежными в условиях Антарктиды. От механиков посыпались различные предложения, часть из них отметалось в процессе обсуждения. Учитывая, что в запасе осталось 6 редукторов, а предстояло вернуться в лагерь, а затем 8 машинами с полной загрузкой идти на полюс, картина перед глазами рисовалась все более мрачными и все более темными красками. На мой взгляд, основной причиной поломок стало полное отсутствие опыта движения по Антарктиде и в дополнение к этому полная блокировка привода по борту и плюс к этому еще и заструги. Заструга напоминает акулу, почти до хвоста высунувшуюся из воды, высотой от 30 см до 1м и выше, бока у нее вертикальные, а нос чаще всего ледяной. И когда колесо наезжает на застругу оно должно пройти путь на 1-2 м больше других колес. На малой скорости движения это не представляет опасности. А на большой скорости возникает сильный динамический удар в трансмиссии и ломается самое слабое звено. Практически всегда это был зуб малой шестерни правого колесного редуктора. Когда вездеход меньше загружен, сила удара значительно меньше. Но уменьшить вес груза и пассажиров мы не могли, поэтому нужно было искать другой выход. Еще раз замечу, что в Белоруссии никакого анализа трансмиссии и конструкции для подобной ситуации просто не проводилось. Решили попробовать снять валы привода задних колес, убрав блокировку и уменьшив, таким образом, рециркуляцию паразитной мощности трансмиссии. Андрей Ремин сразу снял валы со своей машины. Колесная формула стала 6х2. Средние колеса при трогании и разгоне начинали просто шлифовать по снегу. Пришлось поставить валы на место. Стали искать другой выход. Решения на ум не приходило. Километров за 200 до лагеря сломался очередной редуктор. Стало очевидно, что до полюса нам не дойти. Но и возвращаться домой, не солоно хлебавши, не хотелось, нужен был выход. С такими мыслями мы вернулись в лагерь на Патриоте, пройдя 570 км за 26 часов. Это был новый рекорд по скорости, при движении по Антарктиде.
Начали понимать, к каким последствиям может привести изменение планов. Вертелась мысль, неужели в Минске сразу не могли понять о недостаточной прочности редукторов, хотя вопросы эти поднимались за не-сколько месяцев до похода. И теперь все просчеты придется исправлять на Антарктиде, и из обычного пробега получится каторжная работа. Отдельно остановлюсь на питании. При подготовке нам говорилось, что питание будет очень сбалансированным и будут учтены все особенности Антарктиды. В Чили закупили : сало, колбасу салями, супы магги и картофельное пюре. Поначалу все это шло на ура. Но с каждым днем к такому питанию появлялось все большая неприязнь, хотелось хоть небольшого разнообразия, особенно приправ или соленой капусты. Сразу же после первых приемов пищи сходить по большому стало довольно проблематично, и я стал постоянно пить солярку в малых дозах, проблема исчезла.
У Композитора появился сильный бронхит. А Виктор стал мрачнеть на глазах у него опять стала открывать-ся язва. Росло нервное напряжение. Наши ряды стали редеть.
Когда мы вернулись с первой заброски к нам приехали сотрудники с Международной базы, там работали люди с Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, они поздравили Нас и угостили свежим испечен-ным хлебом. Нас убеждали перенести лагерь с ледника. Говорили, что здесь постоянно дует сильный ветер, а всего в километре дальше от гор ветра нет вообще. До нового года оставалось около суток. Начали переноску лагеря на новое место. Новое место выбрали в 500 метрах севернее поселка. Ветра не было, светило яркое солнце и при –15 было даже очень тепло. Установили палатки и начали подготовку к встрече Нового года.
Первым делом поставили елочку, которую Андрей Ремин привез на Антарктиду из лесов Дзержинского района Минской области. Среди снегов елочка выглядела очень фантастично. Затем прямо в снегу Денис и Владом Мурашкевичи вместе с Пашей Меняйло и Женей Расказовым из Новосибирска вырезали пилами две траншеи, и получился шикарный стол. Все было готово к встрече Нового года, а затем и международного де-санта.
Новый год стал шагать по Земле. Первый Новый год праздновали по Новосибирскому времени. Ребята из Новосибирска подошли к этому вопросу серьезно. Были красивые пожелания и вкусные напитки. К нам на ого-нек заглянули 2 англичанина, пару дней назад они закончили автономный переход от побережья к полюсу на лыжах со змеем. Принцип прост – запускаешь большой змей треугольной формы и он тянет тебя на лыжах как парус. Способ довольно эффективный , если учесть ,что ветер почти всегда дует в одну сторону. Маршрут за-нял у них 47 дней. А сейчас они ждали самолета, который бы вывез их на большую землю. Им понравилось наше веселье, и они решили присоединиться, захватив с собой для нас свой национальный напиток. За ожив-ленной беседой время проходило очень быстро. Позвонили по иридиуму, что самолет вылетает. Новый год по Москве. Через час по белорусскому времени. Влад с Денисом снимают, как мы празднуем Новый год. Переда-ем телевизионные приветы родным. На этом фоне начали возникать конфликты. Еще
В Минске были подготовлены договора с каждым учасником от имени ЭЦ Арктика Где было предусмотрена страховка, оплата и там было предусмотрено что перед новым годом нам дадут по одному звонку. Однако до-говор с нами так и не заключили, сначала говорили что приедет Чуков тогда и подпишем, Самолет прилетел Чуков передал что сначала надо долететь до места там и подпишем. А прилетели на место то договор подписывать не стали, короче «кинули». И если бы по возвращении Драбо не раздал остатки спонсорских денег то наша команда вообще осталась бы с носом. Так вот Андрей Рюмин попросил у Чукова телефон позвонить домой как и было оговорено. Чуков не дал, а просто послал, и тут обида взяла верх начался конфликт с Чуковым, дошло до ультиматумов, но белорусы держались артельно и ему пришлось дать каждому позвонить домой со своего иридиума. Трудно передать свои ощущения, когда, находясь на Антарктиде среди снегов, ты разговариваешь со своими родными по телефону, слышишь голос своего ребенка «папа, а ты откуда звонишь». Новый год пришел.
Через три часа прилетает самолет. Праздник праздником, а самолет нужно встречать. С севера наползает низкая облачность. Все может сорваться в любую минуту, такова природа в этом краю.
Праздник праздником, но голову не покидает мысль что и как нужно сделать чтобы дойти до полюса и вы-полнить по максимуму, поставленные задачи. И хотя будущее путешествие уже представлялось довольно сложным, в тот момент я даже не подозревал, с какими трудностями придется столкнуться и первый поход с его 7 поломками, будет казаться легкой прогулкой. Потому что основные испытания начнутся во время основного похода, до начала которого остаются считанные часы. От всех этих мыслей отвлек чей-то радостный возглас, на горизонте появился Ил. Начался новый этап экспедиции.