Автор Тема: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс  (Прочитано 5836 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
   Экспедиция проходила декабрь 1999 - январь 2000. Участвовало 8 машин (конструктор Виктор Радкевич) и 16 прицепов.

Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #1 : Ноября 11, 2014, 20:41:58 »
Статья из журнала парашют.






Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #2 : Ноября 11, 2014, 20:47:34 »





Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #3 : Ноября 11, 2014, 20:51:46 »




Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #4 : Ноября 11, 2014, 20:54:45 »

Оффлайн Dil

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 8969
  • Велика Россия, а запарковаться негде.
  • Имя: Михаил
  • Откуда: Рязань
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #5 : Ноября 11, 2014, 20:57:37 »
Можете обижаться, но флуд буду чистить :diablo:

Оффлайн Механик

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 634
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #6 : Ноября 11, 2014, 20:58:44 »
Можете обижаться, но флуд буду чистить

:good::good::good::good::good:
 С Уважением , Алексей . :hi::hi::hi::hi::hi:

Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #7 : Ноября 11, 2014, 21:02:55 »
  Фильм ребят из Новосибирска.





Оффлайн Алексей С

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 1300
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #8 : Ноября 11, 2014, 21:34:08 »
Пингвины на фотке понравились.:biggrin: Ну и ВМ со стекляшкой тоже,потому как тоже на пингвина цветного похож (издалека).:sarcastic_hand::biggrin:

Оффлайн Механик

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 634
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #9 : Ноября 11, 2014, 21:36:52 »
Пингвины на фотке понравились. Ну и ВМ со стекляшкой тоже,потому как тоже на пингвина цветного похож (издалека).
:rofl::rofl::rofl::rofl::rofl::drinks::drinks::drinks::drinks::drinks::hi::hi::hi::hi::hi:
С Уважением , Механик . :hi::hi::hi::hi::hi:

Оффлайн Механик

  • Member
  • *****
  • Сообщений: 634
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #10 : Ноября 11, 2014, 21:50:31 »
Алексей С, Тёзка ... А может тоже на Ил - 76 , вальнём на ЛЮБОЙ Полюс ? Х .. и нам ?  :rofl: И пингвины будут ...
С Уважением , Механик . :hi::hi::hi::hi::hi:

Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #11 : Ноября 11, 2014, 21:52:20 »
  Пробовал описать это "безобразие" но только на пару страниц и хватило.

Антарктида

Посадка.

    Самолет зашел на посадку, и я сильнее прижался к иллюминатору, хотелось быстрее увидеть тот мир,  к кото-рому так стремился и от которого тебя отделяли лишь немногие минуты. За бортом было только белая пелена, стали выходить закрылки, самолет сильно затрясло. слева выросла скала, вдоль которой мы продолжали снижаться, а снизу появился лед бирюзового цвета. Удар. Шасси коснулись льда, но в дальнейшем поведении самолета почувствовалось что-то необычное, его начало разворачивать и боком сносить на скалы. Вновь взревели моторы,  самолет стал набирать скорость и скоро стал послушен. Оказалось, что при посадке на лед колеса не вращались, а просто скользили, а рулям уже не хватало скорости для управления потоком  воздуха. Набрав скорость, удалось выровнять самолет, и к этому моменту колеса раскрутились. Второе торможение прошло успешно, и самолет замер в конце полосы. Минут через десять подъехал снегоход, который и вывел на площадку для стоянки и разгрузки.

    Площадка представляла собой  кусок ледника немного в сторону от начала полосы. Открылась правая передняя дверь, и мы впервые оказались на поверхности Антарктиды на ледовом аэродроме Patriot Hills S80*/W81* . Аэродром это было только название. Полоса представляла собой ледник в 100 м от скал, где постоянно дул очень сильный ветер, поэтому на льду практически не было снега. Ледник по полосе шел пологими волнами длиной 500-900м  высотой 3-8 м. Длина полосы около 3 км. В свое время эту естественную посадочную полосу обнаружил полярный летчик Кершау. Впервые на этот лед совершил посадку самолет такого класса. Встречавшие нас представители английской фирмы  ADVENTURE NETWORK INTERNATIONAL были поражены мастерством наших пилотов, ведь до этого момента аэродром принимал самолеты, самый крупный из которых двухмоторный Геркулес, который в сравнении с ИЛ-76 выглядел 5 лет-ним ребенком.

    Представшая перед нами картина поражала своим величием: снежная гигантская долина была с трех сторон окружена горами, в 1 км от полосы на небольшом снежном холме расположились немногочисленные палатки всевозможных ярких цветов, немного дальше стояли снегоходы и два самолета на лыжах. Левее метров 600 спала чилийская научная станция, выглядевшая, как белая змея, к которой с двух сторон присосались какие-то паразиты темно-синего цвета яйцевидной формы.

    Восхищаться красотами окружающего мира пришлось недолго, было необходимо как можно быстрее раз-грузить самолет. Каждый час нахождения на Патриоте съедал драгоценное горючее. Еще раз замечу, что Patriot находился на предельной дальности полета ИЛ-76 , а лететь без остатка топлива и совершать посадку на лампочках…  Разгрузку выполнили с максимальной скоростью. Самолет, ни теряя, ни секунды, на ходу закрывая рампу, вырулил на полосу. Разгон. Взлет. Мы только и успели помахать рукой, как наша лебедь скрылась за горизонтом.

Первые впечатления.

    Пришло осознание « Мы на Антарктиде». 23 декабря 1999г. Антарктида. Patriot Hills S80*/W81* . Температу-ра –15 . Сильный ветер. Яркое солнце.

    Полет до Patriot Hills показал, что осуществить прыжки на полюс практически невозможно из-за недостатка дальности полета нашего самолета.  Что дальше? Прибывшие разделились на две части. Одни пошли устанав-ливать лагерь, а мы белорусские мехеники  начали сборку вездеходов на которых нам придется не только дос-тигнуть южного полюса но и закрывать все дыры, которые отцы командиры непредусмотрели во время своих мозговых штурмов в Москве.
   
    Сборка вездеходов представляла собой следующий процесс:
  • корпус вездехода доставался из специальной транспортной клети
  • корпус устанавливался на козлы
  • в приподнятом состоянии на козлах на него навешивалась подвеска, трансмиссия
  • устанавливались колеса
  • вездеход снимался с козлов

     Несмотря на то что все работы приходилось выполнять вручную, сборка шести машин и шести прицепов заняла около 16 часов. За это время также  был установлен лагерь. Приготовлена горячая пища. В воздухе витало напряжение и вопрос Что делать? Легли спать.
   
    Утро. Определить утро или вечер в первое время на Антарктиде  можно только по часам, потому что солн-це не заходит вообще и даже в сильную пургу есть ощущение сумерек. После завтрака нам раскрыли новый план Экспедиции.
       
    Парашютисты прыгают на Patriot Hills, затем  мы везем их на Экскурсию за 1150 км на южный Полюс и возвращаем обратно. На первый взгляд все просто, однако у нас возникло сразу  много вопросов. Согласно первоначального плана мы должны были до полюса везти только горючее и оставлять его вдоль маршрута. Забрать парашютистов и на обратном пути забирать только пустые бочки. При новом плане, топлива сразу стало необходимо везти в два раза больше, а ведь и по первому плану загрузка была близка предельной. Людей решили везти не только на вездеходах, но также часть из них в специально оборудованных прицепах. И в связи с этим, решили отвезти часть топлива и продуктов на середину маршрута, что бы хоть как-то  облегчить движение во время основного похода и заодно проверить способность вездеходов ходить с перегрузом. Однако многие наши вопросы так и остались без ответа.
   
Первый поход до середины маршрута должны были сделать четыре машины. Их экипажи.
    №2  Виктор Радкевич (конструктор), Владимир Чуков, Александр Борисевич, + 4 бочки топлива , 2 прице-па. Мотор Фольксваген.
    №3  Юрий Судак,  Влад и Денис Мурашкевичи, мама Бетти, + 2 бочки и 300 кг продовольствия, 2 прицепа. Мотор Фольксваген.
    №4  Андрей Ремин,  Владимир Драбо, Сан Саныч Нечай, Валера радист, + 2 бочки, 1 прицеп. Мотор Пежо. Радийная машина. КВ. связь.
    №6  Виталий Мазуркевич, Андрей Шейн, Павел Меняйло оператор из Новосибирска , + 3 бочки, ЗИП 300кг , 1 прицеп. Мотор Пежо.
« Последнее редактирование: Ноября 11, 2014, 22:33:45 от admin »

Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #12 : Ноября 11, 2014, 21:53:18 »
Первый поход.
         Несколько часов  на сбор и мы в пути. Настроение прекрасное. Немного взволнован. Первые километры пути проходили по льду вдоль горного хребта. Несколько раз пришлось пересекать небольшую каменную реку, камни осыпались с гор, а ледник уносил их от горы и казалось, что по льду течет каменная река. Выход с долины представлял собой довольно затяжной подъем протяженностью около 40 км.

         На 4 и 6 стояли моторы Пежо 1.5д., а 2 и 3  были оборудованы моторами Фольксваген 1.6д. и практически сразу почувствовалось различие в поведении вездеходов. Фольксы спокойно шли на 2 передаче, а Пежо очень оборотистые моторы, но с малым моментом  шли только на первой, поэтому вести Пежо было довольно утомительно. На первой передаче машина прекрасно тянула, быстро разгонялась, но как только включалась  вторая передача, мотор тух, и приходилось включать первую. Когда закончился подъем машины пошли резвее. Небольшие заструги практически не создавали помех движению. Светило очень яркое солнце, Настроение было прекрасное. Картинка была сказочная: по снежной, блестящей от солнца долине, движется караван фантастических существ ярких всевозможных окрасов, вдали вырисовывались силуэты гор. Павел постоянно снимал. На равнине моей 6 удалось перейти на вторую, и что бы ни затруднять движение другим я ушел вперед. Вдруг машина пошла очень резво, и по радио  услышал голос Виктора- «Виталий останавливайся, ты потерял прицеп». Пришлось возвращаться. Картина была впечатляющей, прицеп, совершив несколько переворотов, лежал вверх колесами. Причина поломки, открутились болты крепления прицепного устройства на вездеходе. Этот случай сразу показал перевозить людей в прицепах очень рискованно, окажись в этом прицепе люди лежать им со сломанными шеями. Минут сорок ушло на ремонт и караван снова в пути.

         Ландшафт местности  менялся незначительно, только горы проплывали справа по курсу, то один массив появится, проплывет и исчезнет сзади, затем впереди вырастает другой. Первый день* пути прошел очень удачно, проехали около 300 км**. Разбили Лагерь поели и легли спать. Температура была –17.  Я сейчас думаю, Антарктида нас заманивала, что бы затем преподать свои уроки.   

         Проспав 5 часов,  собрали лагерь,  перекусили, заправили вездеходы, оставили одну бочку на обратный путь. Подсчитали, средний расход приближался к 19 литрам.
         И снова вперед. Новый день встречал нас уже не так благосклонно. Через час движения у Виктора сломался правый колесный редуктор. Все собрались для его замены, благо мы заранее знали об его особенностях.  Виктор пошутил:
-- ну, вот теперь вы научитесь менять редуктора на морозе а не в тепличных условиях Беларуси.
Тогда мы не знали, как часто нам придется это делать, и вместе посмеялись над этой шуткой. Разобрав, злоща-стный редуктор мы обнаружили, что все зубья были съедены и выкрошились, мы перешли черту легкой поезд-ки, дальше больше.

         Ремонт занял минут 40 , все-таки мы были профессионалами и руки росли из нужного места. Снова в путь. Часа через два на нашей шестерочке стал прослушиваться характерный стук в трансмиссии. Андрей Шейн спросил:
-- Что делать?
         Ждать и двигаться дальше, редуктор уже сломался, но может он протянет еще некоторое время –, ответил я, он протянул еще 200 км на протяжении которых скрежет в колесном редукторе резал и без того начавшие натягиваться как струны нервы. Каждый новый километр показывал нам насколько мы были дилетантами, а конструкция  несовершенна . как я упоминал ранее на двух машинах стояли моторы Пежо 1.5 д  у которых термостаты открывались при более высокой температуре, а из-за малого момента приходилось идти на пер-вой и при повышенных оборотах чтобы не сдерживать продвижение колонны. Неожиданно из моторного отсека повалил пар, сразу бросил взгяд на датчик температура в норме. А мотор кипит. Вот оно наше дилетантство начало вылазить на каждом шагу. Расширительный бачок на вездеходе стоял от класики 2101. И был на прямую связан с атмосферой. Ближе к полюсам давление воздуха меньше чем в умеренных широтах, да и поднялись мы на 2000м. И вот результат термостат закрыт а вода кипит и на счету каждая минута.  А останавливать колонну из-за себя было стыдно. Я веду машину а Андрей Шейн в это время спит на моторном отсеке длиной 1300мм при росте под 190см скрючившись буквой зю.

понятие день здесь и далее по тексту означает только этап пути от сна и до сна и ни как не равен 24 часам.
имеется в виду расстояние географическое, а не реально пройденный путь



         Пошел пар, я начал будить Андрея, но из-за грохота внутри вездехода словами это получаеться не очень, держа левой рукой руль правой начинаю тормошить Андрея а пар при этом валит все сильней, по радио я сказал что немного сброшу скорость а потом догоню. Подобное делать в походах такой сложности нельзя, но … . Я сбросил скорость насколько это возможно но мотор кипит и выбрасывает не только пар но и воду. У Андрея очень хорошая реакция и иногда кажется что он родился за рулем. На ходу меняемся местами и начинаю ремонт, надо выбросить термостат. На рабочем двигателе откручиваю крышку термостата и командую глуши. Не успел мотор стать как я в зимних крагах  правой рукой сорвал крышку а левой вырвал термостат и поставил крышку на место, « заводи» мотор завелся, вездеход пошел, и я придерживая правой рукой крышку термостата  левой закрутил болты. И стал заливать тосол. Андрей к тому времени уже нагонял колонну. Температура поползла вниз.

         На 400 км небо стало затягивать тучами. Наступили сумерки, поднялся ветер и начялась легкая пурга. Види-мость упала до 50-100 метров, снизив скорость, включив маячки, продолжали движение. Часов 5 двигались по пурге. Дороги, то есть снега видно не было, только белая пелена.  Ориентировались по маячку идущей впереди машины. Подобную глупость никому не советую повторять, но тогда мы еще понятия не имели ,что такое тре-щины на Антарктиде но как известно что новичкам и дуракам везет, а мы как нельзя лучше подходили сразу под эти две категории.  Пурга закончилась также быстро, как и началась, мы просто выехали на участок где опять светило солнце, контраст был поразителен, и невозможно было поверить, что пять минут назад мы нахо-дились в пурге, а солнца не было видно и в помине. Колонна стала, оказалось, сломался редуктор у Юры на №3. Судьба к нам  была благосклонна, сломайся он раньше, ремонтировать пришлось бы среди пурги, а это занятие не из приятных. 50 минут и мы снова в движении. На этот раз стали через 1 час,  накрылся наш редуктор. Замена  и в путь.

         570-й  км,  останавливаемся, почти середина маршрута. Чуков, Драбо и Виктор решили, пока будет разби-ваться лагерь три машины уйдут вперед и  отвезут топливо километров на 30 вперед и вернутся в лагерь, когда уже будет все готово. Сказано приступаем. В машинах остается только топливо, ЗИП и по 1 водителю. В №2  с Виктором поехал Чуков с JPS.

         Даже незначительно облегченные машины стали вести себя по другому,  появилась резвость, и скорость возросла до 35 км/ч. поэтому отъехали от лагеря на 50 км. И на расстоянии 620 км от Патриота и 530 от южного полюса на координатах 85,30,21 ЮШ 81,55,32 ЗД сделали промежуточную базу с топливом и продовольствием. Разгрузив вездеходы, налегке направились к ночлегу. Вот момент когда и проявились лучшие качества. Скорость движения была  40-45 км/ч. когда двигаешься с такой скорость по застругам начинаешь испытывать настоящее опьянение, это тот момент, когда влюбляешься в пневматик окончательно и бесповоротно. Дорога заняла по времени чуть больше часа. И вот мы, плотно поев, легли спать.

         Сон был сладким, но недолгим всего 5 часов. Затем короткий завтрак  и снова  в путь. Необходимо пройти 570 км и вернуться на Патриот. С пустыми прицепами и без груза колонна двигалась значительно быстрее. Од-нако недоработка конструкции и стиральная доска из заструг делали свое дело. Сломан еще один редуктор у Виктора. Быстрая замена. По радио пошло обсуждение, почему редуктора оказались столь ненадежными в условиях Антарктиды. От механиков посыпались различные предложения, часть из них отметалось в процессе обсуждения. Учитывая, что в запасе осталось 6 редукторов, а предстояло вернуться в лагерь, а затем 8 машинами с полной загрузкой идти на полюс, картина перед глазами рисовалась все более мрачными и все более темными красками. На мой взгляд, основной причиной поломок стало полное отсутствие опыта движения по Антарктиде и в дополнение к этому полная блокировка привода по борту и плюс к этому еще и заструги. Заструга напоминает акулу, почти до хвоста высунувшуюся из воды, высотой от 30 см до 1м и выше, бока у нее вертикальные, а нос чаще всего ледяной. И когда колесо наезжает на застругу  оно должно пройти путь на 1-2 м больше других колес. На малой скорости движения это не представляет опасности. А на большой скорости возникает сильный динамический удар в трансмиссии и ломается самое слабое звено. Практически всегда это был зуб малой шестерни правого колесного редуктора. Когда вездеход меньше загружен, сила удара значительно меньше. Но уменьшить вес груза и пассажиров мы не могли, поэтому нужно было искать другой выход.  Еще раз замечу, что в Белоруссии никакого анализа трансмиссии и конструкции для подобной ситуации просто не проводилось. Решили попробовать снять валы привода задних колес, убрав блокировку и уменьшив, таким образом, рециркуляцию паразитной мощности трансмиссии. Андрей Ремин сразу снял валы со своей машины. Колесная формула стала 6х2. Средние колеса при трогании и разгоне начинали просто шлифовать по снегу. Пришлось поставить валы на место. Стали искать другой выход. Решения на ум не приходило. Километров за 200 до лагеря сломался очередной редуктор. Стало очевидно, что до полюса нам не дойти. Но и возвращаться домой, не солоно хлебавши, не хотелось, нужен был выход. С такими мыслями мы вернулись в лагерь на Патриоте, пройдя 570 км за 26 часов. Это был новый рекорд по скорости, при движении по Антарктиде.

         Начали понимать, к каким последствиям может привести изменение планов. Вертелась мысль, неужели в Минске сразу не могли понять о недостаточной прочности редукторов,  хотя вопросы эти поднимались за не-сколько месяцев до похода. И теперь все просчеты   придется исправлять на Антарктиде, и из обычного пробега получится каторжная работа. Отдельно остановлюсь на питании. При подготовке нам говорилось, что питание будет очень сбалансированным и будут учтены все особенности Антарктиды. В Чили закупили : сало, колбасу салями, супы магги и картофельное пюре. Поначалу все это шло на ура. Но с каждым днем к такому питанию появлялось все большая неприязнь, хотелось хоть небольшого разнообразия, особенно приправ или соленой капусты. Сразу же после первых приемов пищи сходить по большому стало довольно проблематично, и я стал постоянно пить солярку в малых дозах, проблема исчезла. 

         У Композитора появился сильный бронхит. А Виктор стал мрачнеть на глазах у него опять стала открывать-ся язва. Росло нервное напряжение.  Наши ряды стали редеть.

         Когда мы вернулись с первой заброски к нам приехали сотрудники с Международной базы, там работали люди с Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, они поздравили Нас и угостили свежим испечен-ным хлебом. Нас убеждали перенести лагерь с ледника. Говорили, что здесь постоянно дует сильный ветер, а всего в километре дальше от гор ветра нет вообще.  До нового года оставалось около суток. Начали переноску лагеря на новое место. Новое место выбрали в 500 метрах севернее поселка. Ветра не было, светило яркое солнце и при –15 было даже очень тепло. Установили палатки и начали подготовку к встрече Нового года.

         Первым делом поставили елочку, которую Андрей Ремин привез на Антарктиду из лесов Дзержинского района Минской области. Среди снегов елочка выглядела очень фантастично. Затем прямо в снегу Денис и Владом Мурашкевичи вместе с Пашей  Меняйло и Женей Расказовым из Новосибирска вырезали  пилами две траншеи, и получился шикарный стол. Все было готово к встрече Нового года, а затем и международного де-санта.

         Новый год стал шагать по Земле. Первый Новый год праздновали по Новосибирскому времени. Ребята из Новосибирска подошли к этому вопросу серьезно. Были красивые пожелания и вкусные напитки. К нам на ого-нек заглянули 2 англичанина, пару дней назад они закончили автономный переход от побережья к полюсу на лыжах со змеем. Принцип прост – запускаешь  большой змей треугольной формы и он тянет тебя на лыжах как парус. Способ довольно эффективный , если учесть ,что ветер почти всегда дует в одну сторону.  Маршрут за-нял у них 47 дней. А сейчас они ждали самолета, который бы вывез их на большую землю. Им понравилось наше веселье, и они решили присоединиться, захватив с собой для нас свой национальный напиток. За ожив-ленной беседой время проходило очень быстро. Позвонили по иридиуму, что самолет вылетает. Новый год по Москве. Через час по белорусскому времени. Влад с Денисом  снимают, как мы празднуем Новый год. Переда-ем телевизионные приветы родным. На этом фоне начали возникать конфликты. Еще
В  Минске были подготовлены договора с каждым учасником от  имени ЭЦ Арктика Где было предусмотрена страховка, оплата и там было предусмотрено что перед новым годом нам дадут по одному звонку. Однако до-говор с нами так и не заключили, сначала говорили  что приедет Чуков тогда и подпишем, Самолет прилетел Чуков передал что сначала надо долететь до места там и подпишем. А прилетели на место то договор подписывать не стали, короче «кинули». И если бы по возвращении Драбо не раздал остатки спонсорских денег то наша команда вообще осталась бы с носом. Так вот Андрей Рюмин попросил у Чукова телефон позвонить домой как и было  оговорено. Чуков не дал, а просто послал, и тут обида взяла верх начался конфликт с Чуковым, дошло до ультиматумов, но белорусы держались артельно и ему пришлось дать каждому позвонить домой со своего иридиума. Трудно передать свои ощущения, когда, находясь на Антарктиде среди снегов, ты разговариваешь со своими родными по телефону, слышишь  голос своего ребенка «папа, а ты откуда звонишь».  Новый год пришел.

         Через три часа прилетает самолет. Праздник праздником, а самолет нужно встречать. С севера наползает низкая облачность. Все может сорваться в любую минуту, такова природа в этом краю.

         Праздник праздником, но голову не покидает мысль что и как нужно сделать чтобы дойти до полюса и вы-полнить по максимуму, поставленные задачи. И хотя будущее путешествие уже представлялось довольно сложным, в тот момент я даже не подозревал, с какими трудностями придется столкнуться и первый поход с его 7 поломками, будет казаться легкой прогулкой. Потому что основные испытания начнутся во время основного похода, до начала которого остаются считанные часы. От всех этих мыслей отвлек чей-то радостный возглас, на горизонте появился Ил. Начался новый этап экспедиции.
« Последнее редактирование: Ноября 11, 2014, 23:15:04 от admin »

Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #13 : Ноября 11, 2014, 21:54:11 »
Прыжки.

         С юга на посадку заходил самолет. За несколько минут весь лагерь бросив все дела отправился его встре-чать. Кто на вездеходе, кто бегом, никто не хотел пропустить интереснейший момент посадки.  Ил пролетев над самыми головами ушел на второй круг. Наверное летчики решили потренироваться, чтобы избежать тех волне-ний которые пришлось испытать нам. Больше всего этому обрадовались ребята со съемочной группы из Ново-сибирска, у них появилась возможность снять всю посадку.

         Самолет заходил на второй круг. Учитывая опыт первой посадки пилот изменил тактику. Слегка коснув-шись колесами льда самолет  оторвался от полосы и через мгновение опять сел. Во время первого касания рас-крутились колеса и когда самолет сел окончательно все колеса вращались, а не шли юзом как во время первой посадки. Самолет замер в конце ледника. Андрей Ремин с Пашей Меняйло на вездеходе подьехали к самолету , сняли момент остановки  и стали возвращаться к месту разгрузки. Экипаж решил что машину послали с целью проводить их на место стоянки, в результате все чуть не кончилось плачевно. Андрей поехал по прямой через снег а самолет за ним, колеса утонули в твердом насте и самолет застрял. Только руский язык смог передать те чувства которые мы испытали. В тот момент из-за случайности могла сорваться вся экспедиция. Летчики поня-ли свою ошибку и начали ее исправлять. На полную мощность взревели турбины, а мощности у Ил-76 можете мне поверить предостаточно, и самолет превратился в ледокол. Ломая лед, наст и слежавшийся вековой снег оставляя за собой след напоминающий три противотанковых рва, Илюша  как тезка богатырь вылез из ловушки на чистый лед. Несколько минут и он уже стоял на месте разгрузки, чудом все обошлось.

         Открылась дверь и наружу стали появляться парашютисты, со стороны было очень интересно наблюдать как люди впервые ступают на Антарктиду, какое они испытывают восхищение от знакомства с этой суровой землей. Наблюдая за вновь прибывшими вдруг подумалось что всего неделю назад я смотрел такими же глаза-ми. Но это было неделю назад. Полторы тысячи километров пройденных по белой пустыне за время первого похода быстро развеяли всю эйфорию и настроили на мысли « что нам мало не покажется» и почему то вспом-нилось сравнение что после первого боя мальчики становятся мужчинами. Однако долго размышлять не при-шлось, необходимо было разгружать самолет. На этот раз прилетели два вездехода, остальные прицепы, топливо и продовольствие и остальные механики. Пока мы разгружали, парашютисты готовились к прыжку, настраивали свои приборы на высоту  раскрытия парашютов.

         Немного отвлекусь, до этого на Антарктиду пыжки совершались всего один только раз и они закончились трагично. Вся причина в том что атмосферное давление  в этом  месте не  соответствует той высоте на которой находишься. Постоянно во время пути сверяя свои координаты по Магелану обнаруживаешь большую разницу в показаниях по сравнению с барометрическим высотомером. И еще одно обстоятельство, невидно линии гори-зонта, то есть всегда присутствует ощущение, что находишься в глубокой чаше, в то время как на самом деле ты на вершине холма. Эти причины и стали роковыми для тех отважных скайдайверов, которые бросили вызов небу Антарктиды.

         Самолет разгружен и готов к взлету. Мы прощаемся с нашими ребятами которые улетают в Чили. Самолет только начал выруливать на ледник для взлета, а мы уже мчимся на площадку приземления в нескольких кило-метрах к востоку чтобы встречать десант.

         Прибыв на площадку приземления парашютистов механики  разъехались в разные стороны для того чтобы в случае непредвиденных обстоятельств могли своевременно оказать посильную помощь. Мы еще не успели занять свои позиции а первая тройка парашютистов уже покинула самолет и высоко в небе раскрылись первые купола. Первым в эту бездну шагнул отец Виктор, вслед за ним Женя Белоусов. Выпускающим был Дима Глаголев. Хотелось бы отдельно остановиться на каждом из них.

         Отец Виктор – ( для экстремальщиков просто Батя) человек незаурядный Настоятель храма и одновремен-но приходящий священник одной воинской части, который  находит время для повышения духа солдат, неод-нократно бывавший в Чечне. В последствии мне доведется пробираться через зону трещин в одной машине с Батей и почуствовать всю силу того духа которым обладает отец Виктор. Он постоянно прыгает с парашютом вместе с новобранцами и при этом старается брать с собой свою дочь. И какой парень видя как покидает борт  симпатичная девушка, откажется от прыжка. Батюшка также прыгал и на Северный полюс. Отец Виктор пры-гал с паршютом Арбалет который дал ему конструктор этого парашюта Сергей Калабухов.

         Сергей – потомственный конструктор парашютов, его мать сконструировала основной парашют стоящий на вооружении ВДВ. Сам Сергей тоже автор многих интересных моделей. Одна из последних его работ  - Ар-балет, уникальный  парашют крыло со стабилизирующем парашютом. Его особенность в том что основной и запасной парашют идентичны, а при раскрытии запасного купола основной автоматически отбрасывается. Именно на этих куполах совершила прыжок первая тройка.

         Все трое очень профессионально приземлились у самой стрелки в пункте сбора, впрочем говорить профессионально в данном случае не имеет смысла поскольку все парашютисты имели очень много прыжков и их имена известны во всем парашютном мире.

         Ил зашел на второй круг, открыл рампу и туда пошли оставшиеся, затяжной прыжок, фигуры, и небе стали распускаться цветы, это раскрывались купола. Несколько минут грандиозного по красоте воздушного спектакля и все уже на земле. Все свершилось! Впервые в мире был осуществлен столь массовый прыжок на ледяной купол Антарктиды. Антарктическое небо наконец то уступило бесстрашию и профессионализму покоривших ее людей. Почему-то  подумалось что Антарктида еще отыграется на нас за то поражение в воздухе и постарается взять реванш на земле. Я был недалек от истины. Но это потом, а сейчас собравшиеся вместе скайдайверы  упивались своей победой наступил праздник, кругом царила всеобщая эйфория и радость. После съемок, коротких интервью для телевидения все занимали места в вездеходах и выдвигались в лагерь. Я остался ждать пока два француза  уложат свои парашюты. Я не мог понять зачем они это делают, ведь прыжков больше не будет, а у себя во Франции  они могут уложить их с большим удобством, как решили сделать все остальные. И лишь значительно позже мне довелось все понять. Они собрались совершить еще один прыжок, на самом полюсе с воздушного шара. Вспомнив расказ Димы Глаголева о том как на северном полюсе над ними пошутили, я подошел к ним и сказал «коньяк Арманьяк». Они переглянулись и спросили был ли я с ними при прыжках на северый полюс. Я ответил что нет но история про «коньяк Арманьяк» мне знакома. Все трое не сговариваясь дружно засмеялись, затем мы познакомились. Этих милых французов звали Жан-Клод и Марио, они оба были военные а в свободное время увлекались скай-дайвингом. Так за шутками закончив укладку мы втроем сели в вездеход и отправились в лагерь.

         В лагере во всю разгоралась пирушка. Повод был самый прозаичный всего-лишь установлен новый мировой рекорд, впервые состоялось массовое десантирование на Антарктиду. У каждого парашютиста были заранее приготовлены напитки. Увидев радостную пирушку срочно захотелось расслабится.

         Как уже говорил со вторым рейсом прилетело еще три механика:
  • Тукан Николай Петрович – для своих был просто «Петровичем». Он очень напоминал медведя, такой силь-ный крепкий и при этом очень добрый человек, иностранцы окрестили его Санта Николас. Петрович - человек интересной судьбы для которого мороз и ночевки под открытым небом были обыденностью, он имел самый большой опыт северных путешествий  в белорусской команде.
  • Игорь Бык
  • Алексей Михалкович.
         Мы собрались, поговорили  от вновь прибывших веяло уверенностью что полюс взять нам труда не составит ведь им еще только предстоит узнать, что на самом деле представляют из себя эти вездеходы. Ну а я решил расслабится и позволить себе повеселится с парашютистами в этот очень важный для них день. К такому же выводу пришли Андрей Рюмин и Алексей Михалкович. Остальные члены белорусской части пошли спать. В тамбуре одной из палаток собралась неплохая компания. Мы трое белорусов, Сергей Калабухов, Дима Глаголев, Денис и Влад Мурашкевичи, Паша и Женя из Новосибирска, капитан Малазийского спецназа, два француза и японец не говоривший ни на английском ни на русском а только улыбался. По мере ведения задушевных бесед народ начал отключатся. Первым отключился японец, русская водка это все таки не «соке» пришлось оттащить  его в палатку и уложить в спальник, Антарктида все таки, эта процедура повторялась несколько раз пока не остались одни славяне и малазиец, для которого учеба в Рязанском «РКПУ» оно же РВВДКУ не прошла даром. Наступившее утро прервало наши посиделки. Сразу после завтрака предстояло собрать  привезенные накануне три вездехода. Этим и занялись механики. Нам активно помогал Денис Мурашкевич.

         Пока полным ходом  шла сборка машин в штабной палатке срочно корректировались планы, как показала заброска, машины не соответствуют новым задачам , если загрузить на них весь планируемый груз то они не пройдут и 100 км. Экспедиция находилась под угрозой срыва. Срочно нужно было принимать какие-то реше-ния. И они были приняты. На полюс поедут не все. Для многих из тех кто оставался в лагере это была большая трагедия  ведь попасть сюда второй раз практически невозможно. Один парень узнав что ему предстоит остаться набил рюкзак продуктами  и со словами будь что будет пошел пешком на полюс. Чуков которому сразу сообщили об этом, сделал вид что его это просто не касается. Но когда прошло уже несколько часов как парень скрылся с горизонта  об этом сказали Драбо, была совершенно другая реакция срочно были организованы поиски и парня чудом удалось найти. Антарктида ошибок не прощает.

         Одна из машин после заброски проехав всего тысячу километров уже не могла  передвигаться на шести колесах, и поэтому изменив схему трансмиссии и отбросив средние колеса получили четырехколесный везде-ход меньшей грузоподъемности, эту модель сразу окрестили бешеный таракан, сходство с тараканом которому оторвали средние лапки была колоссальная. Драбо поручил Андрею Шейну покатать иностранных участников, показав им местные достопримечательности, а  вдруг кто из них откажется от участия в походе добровольно. Сорви голова Андрей так прокатал, что несколько действительно отказались. Его коронный номер, он разгонялся по леднику у скал километров до 70 а затем поворачивал голову назад и начинал разговаривать с пассажирами, а в этот момент начинался резкий спуск в конце которого две скалы оставляли только узкий проход в который нужно было попасть. Складывалось впечатление что машиной никто не управляет, на льду не затормозишь, ведь водитель не смотрит на дорогу. Пассажиры не знали насколько тонко Андрей чувствует машину, а дорогу видит в отражении в заднем стекле. Ощущения были по круче чем на «Супер 8» разновидности американских горок. После таких поездок несколько человек действительно предпочли не ехать. Но все равно желающих достичь южного полюса оставалось слишком много.
         
         В лагере наступило утро 2 января  сегодня нам предстоит выйти на полюс.     
     
« Последнее редактирование: Ноября 11, 2014, 23:19:31 от admin »

Оффлайн ВМ

  • Member
  • ***
  • Сообщений: 246
Re: Антарктида 2000. Переход Patriot Hills - Южный Полюс
« Ответ #14 : Ноября 11, 2014, 21:54:40 »
Глава 2
На полюс
Сборы


         Наступило утро 2 января 2000 г. Сегодня нам предстоит отправиться в неизвестность ведь слова «на южный полюс» не могут передать того, что на самом деле нас там ждет. У каждого свои мысли свои проблемы. Все пущено на самотек, в лагере царит полный бардак, да оно и понятно ведь программа экспедиции меняется постоянно и никто из участников так и не знает, что ему предстоит делать, пойдет он на полюс или останется куковать в базовом лагере. Американцы начинают качать права показывать свои контракты и грозить всякими карами, но в ответ на все угрозы получают один ответ «ну и что». Но это все-таки дает результат и из штурмовой  группы исключаются парашютисты из России, СНГ и как любят говорить по программе время "стран третьего мира". Белорусская команда тоже редеет, остается только 8 механиков и руководитель вездеходной группы В. Драбо.

         Видеть  такой  бардак  в экспедициях мне раньше не приходилось но судя по слухам у Чукова такой бардак был всегда, и поэтому редко кто ходил с ним по два раза. Да и сейчас парашютисты шли не за Чуковым, а за Евгением Бакаловым. А господин Чуков должен был обеспечить организацию или как он любил повторять «логистику».

         Бардак бардаком, но надо-же что-то делать. Поэтому быстро позавтракав мы отправились подгонять технику. Машины оставляли в километре от лагеря на месте разгрузки с самолета. Завели вездеходы и пока прогревались двигателя,  устроили небольшое собрание. Стало ясно, что если мы не дойдем до полюса всех собак повесят на нас, да и мы уже начали это ощущать на себе. Но просчитать дальность полета Ил-76 и узнать расстояния необходимые для полета в офисе ЭЦ Арктика было наверное «невозможно». В открытую нас стали обвинять что на полюс не попадут из-за нас, а про первоначальный прыжок на полюс вроде уже и забыли.

         На этой импровизированной сходке обсуждали основной вопрос как дойти без запчастей и с постоянно ломающимися редукторами. Мнения разделились на двое. Я выступал за то что в данной ситуации у нас есть только один выход отключить привод на задние колеса и оставить схему 6х2 , меня поддержали почти все участники 1 похода. Только Петрович и Сан Саныч  Нечай решили идти на старой схеме. У нас не принято давить друг на друга и поэтому каждый решал для себя сам.  Отключив привода мы получили по два редуктора запасных, которые сами ехали на своем месте. Также выкинули все термостаты. 

         В основной поход нам предстояло вести больше груза  и при трогании  колеса буксовали. Но раскачав ведущие колеса и увеличив тем самым их диаметр слегка подправили ситуацию, но при трогании с места с перетяжеленным прицепом колеса все равно шлифовали, но другого выхода не было, что в последствии полностью подтвердилось. Пока совещались моторы прогрелись и мы подогнали вездеходы под загрузку, прицепы  загрузили заранее. На размещение и укладку вещей ушло больше четырех часов, бардак есть бардак. Наконец люди усажены и в путь. Вес лагерь вышел провожать колону. Женя Белоусов увидев, что его снимает из люка вездехода  на видео Stephan Jean журналист с Евроньюз, кинулся за колонной с криками «Stephan Stephan give me» пробежал несколько метров, но споткнулся о застругу и упал на колени. Этот  казус немного поднял настроение оставшимся. Подъехав к месту разгрузки самолета мы прицепили прицепы и ЭПОПЕЯ НАЧАЛАСЬ.

День первый.

         Колона пошла восемь машин сразу растянулись почти на километр. В каждой машине было 5 человек, ЗИП, личные вещи и прицеп под 600 кг, нагрузка еще та, вес груза почти в два раза превысил вес вездехода. Движение шло на 1 передаче. Двигались по своим же следам оставшимся после заброски. Опять пошел затяжной подьем. Справа  расположилась гряда гор, а слева и сзади открывался вид на белоснежные бескрайние просторы. Был полдень солнце светило сзади, погода стояла прекрасная, вроде идиллия, но продлилась она недолго. Отойдя от базы всего на 20 км у Петровича полетел редуктор. Остановились, ремонт занял минут 30. Да ремонтировать редуктора мы научились быстро. В запасе осталось всего ничего. На Петровича эта поломка не произвела впечатления, он все равно пошел дальше на полной схеме.

         Петрович не был новичком в дальних походах на пневматиках. В годы своей ранней молодости он с братом изготовил 4х-колесный пневматик (это был первый пневматик построенный в Белоруссии), который показал на выставке, где его и заметил Вадим Яковлевич Шапиро. Затем Петрович участвовал во многих экспедициях по Арктике, которые организовывал В.Я.Шапиро и о которых можно было читать в разных журналах того времени. В тех экспедициях использовались аналогичные машины, только вес их был около 400 кг да и груз они везли меньше.

         Снова  в путь,  колонна опять  растянулась. Замыкающим шел Юра Судак и он постоянно отставал. Среднее левое колесо его вездехода постоянно проскальзывало, наверное состав резины отличался от остальных колес. Скорость движения была около 15 км/ч.

         В основной поход я пошел уже на своей 7 цвета лагуна. Для того чтобы можно было различить вездеходы с большого расстояния их выкрасили в разные яркие цвета это было очень удобно. Нам было запрещено брать с собой что-нибудь дополнительное. Но себе я установил магнитолу. И во время движения слушал не только рокот мотора, скрип подвески и грохот трансмиссии. Если кому придется совершать аналогичные длительные поездки то воспользуйтесь моим советом и обязательно возьмите с собой магнитолу.
         
         Редуктора  ломались с завидной периодичностью. На 125 км сломался подшипник правой передней ступицы на 6. Время  подошло к полночи в пути находились около 12 часов. Поэтому решили совместить ремонт с разбивкой лагеря, ужином и сном. Механиком 6 был Игорь Бык наш завхоз. Пока он  заменял подшипники,  каждый обслуживал свой вездеход. Ко мне подошел Стефан и позвал за собой. Это действительно нужно было видеть - Петрович снимал привода задних колес. Стефан включил камеру и снимал этот исторический момент. Перед камерой у Петровича проснулся  артистический талант. Сняв кардан он выровнял молотком стопорную шпильку, протер ее тряпочкой и со словами «дальше положишь ближе возьмешь» он вставил ее на место. Это вызвало взрыв смеха, причину которого можно было понять только находясь там. Да Петрович мужик хозяйственный.

         Мы уже закончили все работы однако ужином и не пахло. Игорь Смилевец завхоз и повар пытался растопить снег и нагреть воду для 40 человек используя примуса и паяльную лампу. Снег в бачке не хотел даже таять. Туристы когда ходят в походы используют примуса. Они хороши для малых групп. На примусе можно приготовить пищу и воду в тех условиях на 2-3 человек. Не более. Но сорок. Поразительно, что человек отвечающий за выживание не продумал этот вопрос. Но как я писал выше отношение Чукова к остальным было «Я герой полярник а вы …»,  но если вдруг рядом оказывался оператор с камерой, то сразу начинались рассказы о героических подвигах совершенных им ранее, и ни одного слова о людях, которые были рядом и вытаскивали все на себе. Одно слово пиар.

         Свой огнемет с ласковым названием «Змей Горыныч» нам пришлось оставить в базовом лагере. Но следуя принципу «береженого бог бережет»  мы в свое время изготовили 2 огнемета. Достали запасной и через пол часа кушали картофельное пюре с чилийским салом. После ужина все пошли спать. Было около 2 часов ночи. Спали в палатках. Там было очень тесно, и поэтому сначала Юра Судак, а затем почти и все механики  предпочли спать в своих вездеходах. В своих более поздних экспедициях я практически всегда спал в вездеходе - это позволяло значительно экономить время и силы.

День Второй.

         Подъем в 6 утра. Включили предпусковые подогреватели двигателей. Каждый  кому довелось работать на технике при низких морозах знают как трудно завести дизель без предварительного подогрева. Пока моторы доводились до кондиции, а два Игоря готовили завтрак состоялось плановое совещание. Решили одну бочку топлива разлить по бакам, а вторую вместе с прицепом оставить на месте лагеря, для заправки на обратном пути. Как ни хотел никто заправляться, у каждого оставалось еще больше половины бака, а при перегрузе каждый килограмм  мог сыграть роковую роль для твоего вездехода. Но как писал поэт «… Здесь нет персональной судьбы, здесь судьбы в единую слиты…». Решили сделали. На месте остался прицеп Юры Судака.

         Позавтракали,  уложили в вездеходы палатки и другое снаряжение и в путь.  Но не успев проехать и километра остановилась 6 из моторного отсека повалили клубы пара. Это Игорь Бык увлекшись своими завхозными делами забыл расчехлить радиатор. Ну и закипел. Через пару минут  6 заняла свое место в колоне. Колона пошла быстрее, Юра перестал отставать, и средняя скорость выросла до 20 км/ч. Прямо на ходу начали думать, что мы можем сделать, чтобы еще увеличить среднюю скорость. Леха Михалкович на 8 тянул самый тяжелый прицеп, на прицепе шар и все снаряжение к нему. Идущие перед ним отрывались от него, а задние упирались. Решили на следующей остановке перецепить его прицеп Юре и посмотреть что из этого получится.

         Перецепили - Леха пошел без прицепа. Стал отставать Юра. Остальные машины шли довольно плотной колонной. Это была очередная ошибка, на которой нам предстояло учится. Первым шел Андрей Ремин перед ним возник небольшой уступ высотой 0.3 м он успел  сбросить скорость, а висевшие на хвосте Нечай и Петрович нет. И у обоих по сломанному редуктору.  Остановка, ремонт замена шестерен. Петрович до этого уже использовал одну шестерню со своего заднего редуктора, сейчас разбирал второй. Вывод - держи дистанцию. Когда все покрыто снегом глазу не на чем сфокусироваться, только как на впереди идущем и ты рефлекторно приближаешься к нему все ближе и ближе. На этой остановке я забрал прицеп с шаром, а Судак Юра прицепил мой с двумя бочками, а остальное из моего прицепа забрал Леха. Ремонт закончен  и снова в путь.

         У меня стоял мотор от Пассата он на 7 коней сильнее, и более тяжелый прицеп меньше влиял на мою скорость. Эта рокировка позволила еще увеличить среднюю скорость и мы довели ее в районе 25 км/ч. К 15 часам прошли около 140 км.  Сделали небольшую остановку, на которой нам раздали еду, а заодно мы разлили по бакам еще одну бочку топлива  и одну бочку оставили на обратный путь. На этот раз мы прицепов не оставляли. Просто взяли одну бочку у Андрея Ремина и одну у Саши Борисевича, они шли со слабыми моторами от пежо, а высота была уже выше двух километров. Опять вперед. Обедать пришлось на ходу. Обед состоял: кусок сыра грамм 100, сало, кусок колбасы, галеты и все это мы запивали уже еле теплым кофе из термоса.

         Иностранцы все подписывали договор с ЭЦ Арктика. В договоре говорилось: что их обеспечат питанием. Но свои термоса были только у механиков. И в итоге на 1 термос пришлось по пять человек. Воздух Антарктиды практически не содержит влаги и с дыханием человек теряет много воды, восполнить которую можно только принимая ее все больше и больше. В  условиях умеренного климата мужчина должен выпивать по медицинским показаниям не менее 3,5 л воды,  женщина  2.7 л. при тяжелой работе этот объем вырастает до 7л и выше. Мы же принимали утром и вечером по 500 гр и по 400 гр из термоса. Из-за некомпетентности организаторов. Разогревая снег на печке удавалось получить еще около литра на машину. Из-за постоянной жажды приходилось сосать снег. Дам совет кому придется попасть в подобную экспедицию позаботьтесь в первую очередь о воде и способах ее добывания.

         К  24 часам, сломав  всего 3 редуктора  мы прошли еще около 170 км и остановились на ночлег. От Холмов Патриота мы отошли более четырехсот километров. Далее все пошло по обычной программе: ужин , обслуживание, заправка, сон.
       
День третий

         Сегодня нам предстоит дойти до промежуточного лагеря где и предстоит принять решение, что делать дальше. День начался как обычно подъем в 6 и в путь. За предыдущие два дня проходило знакомство внутри экипажей. Со мной  в экипаже были три француза и один кореец. Если кореец держался как-бы  в стороне, то с французами у меня завязались довольно дружеские отношения. В заднем отсеке вездехода были сложены все личные вещи и снаряжение и люди могли там находится только лежа или полусидя. И температура была не намного выше чем за бортом. Поэтому по очереди каждый садился на переднее пассажирское сидение. А однообразное  движение по бесконечной снежной пустыне располагает к общению. Причем языковой барьер пропал почти сразу. Так к третьему дню я уже знал очень многое о каждом своем попутчике. Описывать регулярные поломки нет смысла, они были однотипны и происходили с регулярностью 30-40 км, а то и чаще.

         После шести часов движения, справа по ходу стали проявляться очертания гор, у склонов которых находилась наша промежуточная база. Вначале нам каждому определили место в колоне, пока все везли более менее одинаково, это было не существенно. Но облегчая одни машины, их ходовые свойства улучшались, это стоило учитывать.
« Последнее редактирование: Ноября 12, 2014, 00:01:20 от admin »

 

Помогите!!! на MAN L-2000 1996 года не работает ABS

Автор yacikvРаздел АвтоМото

Ответов: 12
Просмотров: 7206
Последний ответ Октября 16, 2012, 21:29:30
от Александр 69
На аэросанях на Северный полюс

Автор val_001Раздел Мероприятия и события

Ответов: 4
Просмотров: 2424
Последний ответ Сентября 18, 2017, 21:05:18
от votasum