Технический форум

Техника => Пневмоходы => Тема начата: Алексей С от Января 03, 2016, 20:20:01

Название: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 03, 2016, 20:20:01
Как считает народ??? Если ,предположим на стандартном уазике крутящий момент с РКПП на мосты приходит 200 кг.м. примерно,то если на таких же уазовских мостах сделать вездеход с пневмоколесами и гарантированно не подавать на мосты более 180 кг.м.,то любого диаметра можно колеса поставить или есть ограничение по диаметру???
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Dil от Января 03, 2016, 22:34:04
или есть ограничение по диаметру???
Алексей С, ты же сам знаешь ответы на азбучные вопросы :blush: Колёса бОльшего диаметра активнее сопротивляются пробуксовке, соответственно можно порвать мост при неограниченном подводимом моменте. Второе, большое колесо имеет большой момент инерции. Это имеет значение, когда его сильно раскручивают (при пробуксовке или в прыжке), а потом резко останавливают об землю. К стати, только подумалось: датчики на колёсах, со схемой удушения двигателя не позволят выйти на такой режим даже геологам.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: игас от Января 03, 2016, 22:47:11
и гарантированно не подавать на мосты более 180 кг.м.,то любого диаметра можно колеса поставить или есть ограничение по диаметру???
  Ограничений по Ф нету.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 09:12:03
игас,  Вот и мне подумалось,что нету ограничения.
Еще вспомнился давнишний вездеходик с двигом от Оки. КПП тоже Ока,РКПП Нива ,мосты уаз передний и задний. Колеса 1300 мм.. 2 раза убили движок,один раз раздатку,но ни разу мосты. Машине 8 лет,регулярно ездит. Такую же машину сделали с движком от 2108 и понеслась,не успевали РКПП и полуоси,да главные пары менять.
Как то у меня сложилось мнение,что рвет машину момент инерции от маховика по механической трансмиссии.Нету предохранителей трансмиссии,вот в чем дело.А по гидравлике-есть таковые.А вот раскрученный маховик роли не сыграет тоже,масло через клапан уйдет гарантировано.
Максимум ,что выдавал двигатель от ОКИ в вышеописанной трансмисии-190 кг.м. А вот 2108- 300 кг.м.Это на максимуме крутящего момента. С места трогаясь -цифры совсем другие,ну примерно 90 и 150 кг м. А гидроход практически с места будет выдавать 180 кг.м. и поддерживать их довольно долго,и только на асфальте будет уходить в сторону уменьшения момента.
Второе, большое колесо имеет большой момент инерции. Это имеет значение, когда его сильно раскручивают (при пробуксовке или в прыжке), а потом резко останавливают об землю.
Клапанограничения давления спасет и на этот случай.
К стати, только подумалось: датчики на колёсах, со схемой удушения двигателя не позволят выйти на такой режим даже геологам.
Мысль здравая,только как к уазкиному мосту присобачить такую штуку??
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 10:02:35
Распишу еще одну машину,едет хорошо,мосты почти в безопасности.Проходимость хорошая.
Двигатель 2108 с КПП,у которой ГП 5,1 .Карданы напрямую прямо на мосты от уаза. Так же сделан Лесник,кстати.
Общим момент выходящий 200 кг.м. Если дифф не заблокирован в КПП- на мосты приходит по 100 кг.м и проблем особо нет,кроме рывков на подьемах и вытаскивания другой техники. Машине 4 года ,ездит регулярно.
 Аналогичная машина ,но с двигателе от ВАЗ 21213 Нива 1700,момнт уже 250 кг.м,трогается лучше,но пару полуосей уже поменяли.
 Аналогичная машина с двиг Тойота 1500 см куб 98 сил и АКПП,момент у нее за 350 кг.м.(кто знает ,что в АКПП есть режим гидротрансформации с повышением момента в 2,5 раза примерно,тот поймет). Но вот это машина проблем почти совсем не доставляет, поскольку ,как мне кажется, гидротрансформатор(бублик в простонародье) не позволяет момент то маховика резко передать на трансмиссию. Убивали мы эту машину долго,и только на высокой горке рывком порвали ГП моста переднего.
     Вот теперь давайте о гидроходе.
  Предполагаю такую конструкцию: двигатель ВАЗ 21213 или Кубота 1505 Т  с мосентом около 13 кг.м крутит насос ГСТ 28 производства ПСМ(Пневмостроймашина) весит 45 кг. Объем выдаваемый масла плавно и бесступенчато от -28 до + 28 куб см масла . Есть 0,когда двигатель с насосом крутятся,а масло никуда не идет.
     Далее насос качает масло в гидромотор с изменяемым объемом ,например 403.107... производства ПСМ,который имеет максимальный крутящий момент 60 кг.м при 350 атм. Это мотор весит 40 кг и может плавно сам менять объем от 107 до например 56 см куб,т.е в 2 раза  Далее гидромотор крутит РКПП УАЗ с пониженной передачей 3:1 и прямой повышенной(ООО  ИЖТЕХНО).
 Итого на выходе мы имеем 60 кгм * 3 (РКПП) =180 кг.м и плавно подводимый крутящий момент с предохранительными клапанами.
 Теперь о максимальной скорости. Предположим обороты у двигателя 4000 ,у насоса соответственно тоже,у гидромотора объем после разгона машины стремится с 107 к 56 см куб.Его обороты будет около 2000 в минуту (28 см куб насоса *4000 оборотов  : 56 см куб гидромотора = 2000 оборотов). РКПП стоит в повышенной передаче и передает на мосты 2000 об.
Далее считаем понижение моста 4.625,окружность колеса диаметра 1540 см(Тром 8)и получаем теоретически 62 км в час. Это если позволит сопротивление качению и сопротивление воздуха.На самом деле двигатель, особенно 21231 позволяет по мощности и больше скорость,и самое интересное гидравлика вполне справится .Просто гидромотору ставим ограничение не 56 см куб в минимуме,а напримр 40 см куб,и все,скорость уже 80 км в час
  Это аналог автомобильного вариатора.
Для интереса автомобиль 2108 использует на скорости 160 км в час всего 31 кг.м крутящего момента. ( двигатель  10,5 кг.м *0,8 (5 передача)* 3,7 (ГП) = 31 кг.м.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Dil от Января 04, 2016, 12:26:02
Мысль здравая,только как к уазкиному мосту присобачить такую штуку??
Дык была бы надобность... Я же к жигульскому присобачивал :pardon::biggrin:
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Dil от Января 04, 2016, 12:28:44
Как то у меня сложилось мнение,что рвет машину момент инерции от маховика по механической трансмиссии.Нету предохранителей трансмиссии,вот в чем дело.А по гидравлике-есть таковые.А вот раскрученный маховик роли не сыграет тоже,масло через клапан уйдет гарантировано.
Вот тут вопрос непонятный. Например у Мангуста на кардане стояла муфта МТЗ, но полуоси менял :blush: Это после прыжков и рысачества.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Шумихин Д от Января 04, 2016, 14:07:02
Как то у меня сложилось мнение,что рвет машину момент инерции от маховика по механической трансмиссии.Нету предохранителей трансмиссии,вот в чем дело.А по гидравлике-есть таковые.А вот раскрученный маховик роли не сыграет тоже,масло через клапан уйдет гарантировано.
Вот тут вопрос непонятный. Например у Мангуста на кардане стояла муфта МТЗ, но полуоси менял :blush: Это после прыжков и рысачества.
Ну у муфт момент срыва выше чем проскальзывания, а шариковые еще и периодические ударные нагрузки дают пока прощелкивают.

Алексей С, Не пойму, если ГМ сам меняет свой объем как постоянное ПЧ трансмиссии удерживать что бы двигаться с устоявшейся скоростью?
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей от Января 04, 2016, 14:45:26
 Вот теперь давайте о гидроходе.
Алексей судя по твоей концепции мы попросту заменяем РКП или АКПП на гидронасос и гидромотор, при этом оставляя РК, карданы,мосты.
В чем выигрыш ты хочешь получить? В массе - не получится, в экономичности то же. В отсутствии поломок? так это решается правильным расчетом трансмиссии, либо как у тебя в примере с двс ОКА, либо другая крайность как это делается у АГ на чебураторах.
Мое мнение, плюс гидротрансмиссии в независимом управлении каждым отдельным гидромотором.
Новые свойства появятся у вездехода только лишь при установке на сочлененный балансирный 8х8 четырех гидромоторов приводяших во вращение ролики или приводные цепи!
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 14:48:58
Дима,толком не знаю,но зачем ему жестко удерживать ПЧ???? Автоматические КПП на высших передачах имеют жеское фиксирование ПЧ,но вариаторы например нет,по крайней мере мне это неизвестно,сам езжу на вариаторе(Инфинити jx 35).
Чуть горка или спуск-ПЧ на гидромоторе(его объем) уходит в большую или меньшую сторону. и так постоянно. А управление всей конструкцией происходит одной педалью (изменение объема гидронасоса). Так был устроен один из экскаваторов ,на Тром 8 ,который мы сделали 2 года назад. Машина прекрасно работает,нету с ней проблем.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 14:58:57
Алексей, Я не призываю все бросать и делать гидроход!!! Понятно,что он будет тяжелее и гораздо дороже,но это просто для представления коллектива,что гидравлика-не только бульдозер или МКСМ,но и быстроходные машины тоже. Например колеса 1750 не поставить на мост от уазика никак,а вот при такой гидросхеме-можно,если хорошо подумать. То есть гидравлика , в отличии от механики позволяет ровный необходимый крутящим момент подавать в очень широком диапазоне. А вот механика-нет.И муфты МТЗ не помогут,мы их в свое времф 25 шт поставили. Ну она как костыль,не более того.
 например колеса 1750 можно крутить мостами уаз,если на машине  двигатель будет Лифан 22 силы или ОКА 36  сил. Но скрость-забудьте... Мощности не хватит. А с движком 2108 мощности хватит,но и момента крутящего на 1 пониженной вполне хватит порвать мост. А у гидравлики такого нет,объяснения смотри выше.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей от Января 04, 2016, 15:10:14
Алексей может я не правильно тебя понял, но поставив на свой гидроход колесо диаметром три метра ты трансмиссию не порвешь (в прочем как и по схеме с трансмиссией с двс ОКА) но ни куда и не поедешь!
Большое колесо потребует бОльшего крутящего момента на нем,чтоб нормально передвигаться, а это не позволит сделать, в твоем случае, хилый мост УАЗа, не расчитанный на необходимый момент.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 15:13:22
Новые свойства появятся у вездехода только лишь при установке на сочлененный балансирный 8х8 четырех гидромоторов приводяших во вращение ролики или приводные цепи!
Проще оставить мосты и крутить их двумя гидромоторами, а еще проще поставить раздатку и карданы и крутить это одним гидромотором.Так у нас мульчер сделан,легче и дешевле главное. И блокировка межосевая есть.
Мое мнение, плюс гидротрансмиссии в независимом управлении каждым отдельным гидромотором.
Возвращу тебя на грешную землю...Ты в Германии что-ли живешь??? Где обучают ездить на спецмашинах месяцами???
Давай о реалиях. Продали мы мульчер, 2 недели обучали людей,а они потом с хозяином не договорились об оплате. Короче с трала машину на джойстиках сгоняли 2 дня,день не могли завести,не знали как-второй день не могли включитьс нейтрали на  пониженную в раздатке.И да.Башкирский или Курганский тракторист убьет любую сложную технику за короткое время. Потому как похер вообще все.Я думал у нас просто мульчер слабый,это тоже может быть.Но за 2 месяца до этого из трех бульдозеров Комацу или Катерпиллеров,точно не помню ,2 встали в этой же фирме под забор с наработкой меньше полгода. То есть давай пока о гидромоторах на каждое колесо не будем. Сделать можно,но результат непредсказуем.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 15:16:18
Алексей может я не правильно тебя понял, но поставив на свой гидроход колесо диаметром три метра ты трансмиссию не порвешь (в прочем как и по схеме с трансмиссией с двс ОКА) но ни куда и не поедешь!
Большое колесо потребует бОльшего крутящего момента на нем,чтоб нормально передвигаться, а это не позволит сделать, в твоем случае, хилый мост УАЗа, не расчитанный на необходимый момент.
Ну это крайность конечно... Но народ камеру от Кировца умудряется ставить на каракат с нивовскими мостами и движком от скутера в 6-10 сил.
То есть про трехметровое колесо это перегиб,но безопасно поставить на мост от уаза колеса Трекол 1600*700 вполне по силам любому
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Dil от Января 04, 2016, 15:18:50
Дима,толком не знаю,но зачем ему жестко удерживать ПЧ???? Автоматические КПП на высших передачах имеют жеское фиксирование ПЧ,но вариаторы например нет,по крайней мере мне это неизвестно,сам езжу на вариаторе(Инфинити jx 35).
Чуть горка или спуск-ПЧ на гидромоторе(его объем) уходит в большую или меньшую сторону. и так постоянно. А управление всей конструкцией происходит одной педалью (изменение объема гидронасоса). Так был устроен один из экскаваторов ,на Тром 8 ,который мы сделали 2 года назад. Машина прекрасно работает,нету с ней проблем.
Лёш, или я туплю, или ты всё в кучу и перепутал.
В АКПП все передачи фиксированы, не только высшие. Да, ГТ даёт эластичность, пока не заблокирован. Дальше вообще ничего не понял :blush:
Где-то писали, что гидравлика даёт гораздо более жёсткие удары, чем механическая ТМ. Все валы всё же торсионят, а масло несжимаемо. Хотя, у гидравлики возможно инерционность меньше.
Опять же целесообразность заменять только КПП на дорогущую гидравлику... :blush:
А вот с гидротрансформаторами мысль интересная. Если к примеру поставить два ГТ? Один на перёд, другой на зад передаёт. Они и к дороге приспособятся, и как межосевой сработают.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 15:34:24
А вот с гидротрансформаторами мысль интересная. Если к примеру поставить два ГТ? Один на перёд, другой на зад передаёт. Они и к дороге приспособятся, и как межосевой сработают.
Они такой момент не передадут...:sad:
В АКПП все передачи фиксированы, не только высшие.
Ну я про неэлектронные современные писал,про простые гидравлического управления.
Где-то писали, что гидравлика даёт гораздо более жёсткие удары, чем механическая ТМ. Все валы всё же торсионят, а масло несжимаемо. Хотя, у гидравлики возможно инерционность меньше.
Где то писали что в Москве кур доят,вот не верю... :smile:  Это если нет пергрузочных клапанов,а они есть...
Опять же целесообразность заменять только КПП на дорогущую гидравлику...
Ну и не такую уж дорогущую. Акпп новая от Кемри например стоит заметно дороже,чем насос и гидромотор вместе взятые. Ты на металлолом то не смотри,я ведь и гидравлику с помойки могу за 500 руб купить..
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Dil от Января 04, 2016, 15:49:44
Цитата: Dil от Сегодня в 15:13:26
В АКПП все передачи фиксированы, не только высшие.
Ну я про неэлектронные современные писал,про простые гидравлического управления.
Так в любых стоят планетарные ряды, вне зависимости от способа управления ими. Или я чего-то не понял опять? ГТ на любой передаче как бы плавно меняет передаточное. В установившемся режиме (да, чаще на высших передачах) ГТ блокируется. Хотя вон Гудвин принципиально не связывается с блокировкой и ничего, ездит.

Про жёсткие удары почём купил... :blush: Может они жёсткие в пределах максимального давления? Но жёсткие ХЗ :pardon:
Они такой момент не передадут..
А если на мостах ролики?
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 16:04:53
Если на мостах ролики-нафиг ГТ не нужны,ролики сами предохранители. И вообще-не отклоняйся от темы....:smile:
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 16:12:37
Так в любых стоят планетарные ряды, вне зависимости от способа управления ими. Или я чего-то не понял опять? ГТ на любой передаче как бы плавно меняет передаточное.
Пару машин на АКПП построено.... Очень хорошая тема если бы не обратная сторона того самого ГТ.Он блокируется полько когда нет разности скорости ведомого и ведущего дисков (на асфальте при устоявшемся режиме). Но на бездорожье нет такого и ГТ молотит всегда. Масло греется со страшной силой. на деле что чистую гидравлику охлаждать,что АКПП-радиатор нужен примерно одинаковый. Мощность схожа.Чудес не бывает. И из опыта трансмиссия с АКПП ходит куда дольше,рывков то и там совсем мало и ГТ работает примерно как противоперегрузочная муфта. Вот только гидромотор прямо на раздатке,а ГТ после кучи шестеренок планетарных рядов. Инерция больше.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Шумихин Д от Января 04, 2016, 18:51:05
Дима,толком не знаю,но зачем ему жестко удерживать ПЧ???? Автоматические КПП на высших передачах имеют жеское фиксирование ПЧ,но вариаторы например нет,по крайней мере мне это неизвестно,сам езжу на вариаторе(Инфинити jx 35).
Чуть горка или спуск-ПЧ на гидромоторе(его объем) уходит в большую или меньшую сторону. и так постоянно. А управление всей конструкцией происходит одной педалью (изменение объема гидронасоса). Так был устроен один из экскаваторов ,на Тром 8 ,который мы сделали 2 года назад. Машина прекрасно работает,нету с ней проблем.
Лёш, или я туплю, или ты всё в кучу и перепутал.
В АКПП все передачи фиксированы, не только высшие. Да, ГТ даёт эластичность, пока не заблокирован. Дальше вообще ничего не понял :blush:
Где-то писали, что гидравлика даёт гораздо более жёсткие удары, чем механическая ТМ. Все валы всё же торсионят, а масло несжимаемо. Хотя, у гидравлики возможно инерционность меньше.
Опять же целесообразность заменять только КПП на дорогущую гидравлику... :blush:
А вот с гидротрансформаторами мысль интересная. Если к примеру поставить два ГТ? Один на перёд, другой на зад передаёт. Они и к дороге приспособятся, и как межосевой сработают.

Ну что бы были гидроудары нужны быстротекущие процессы, скажем выход сжатого воздуха, резкая остановка гидроцилиндра, переключение гидрораспределителя с электроуправлением.


Новые свойства появятся у вездехода только лишь при установке на сочлененный балансирный 8х8 четырех гидромоторов приводяших во вращение ролики или приводные цепи!
Проще оставить мосты и крутить их двумя гидромоторами, а еще проще поставить раздатку и карданы и крутить это одним гидромотором.Так у нас мульчер сделан,легче и дешевле главное. И блокировка межосевая есть.
Мое мнение, плюс гидротрансмиссии в независимом управлении каждым отдельным гидромотором.
Возвращу тебя на грешную землю...Ты в Германии что-ли живешь??? Где обучают ездить на спецмашинах месяцами???
Давай о реалиях. Продали мы мульчер, 2 недели обучали людей,а они потом с хозяином не договорились об оплате. Короче с трала машину на джойстиках сгоняли 2 дня,день не могли завести,не знали как-второй день не могли включитьс нейтрали на  пониженную в раздатке.И да.Башкирский или Курганский тракторист убьет любую сложную технику за короткое время. Потому как похер вообще все.Я думал у нас просто мульчер слабый,это тоже может быть.Но за 2 месяца до этого из трех бульдозеров Комацу или Катерпиллеров,точно не помню ,2 встали в этой же фирме под забор с наработкой меньше полгода. То есть давай пока о гидромоторах на каждое колесо не будем. Сделать можно,но результат непредсказуем.

Ну тут только защита от дурака, прописывать режимы в контроллере, переключать их простым и наглядным способом, и механикой такое конечно реализовать очень сложно.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Саня от Января 04, 2016, 18:53:25
Про жёсткие удары почём купил...  Может они жёсткие в пределах максимального давления? Но жёсткие ХЗ
Есть такая х.. но на холодном не прогретом двигателе, и с хреновым маслом.
 даже на 3-х ступенчатом автомате переход с 2 на 3 передачу незаметен.
может быть заметен момент блокировки ГТ.

Опыт у меня в этой сфере не большой, немного тестировал коробку на бусе.
а вот ЦЫГАНЫ завивавшие в АКПП гольфа минеральную трансмиссионку жаловались на жёсткое переключение.

Я чегот не понял???? не туда влез??? :blush::blush::blush:
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 20:17:11
Саня, Ну форум то тот,тема не та.Но мы тебя любим и ценим даже не в той теме :drinks:
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: gudvin от Января 04, 2016, 20:25:27
Алексей С,
Для 4х4 схема понятна.
Как быть если хочу 6х6 переломку ?
Передняя ось привод карданом с акпп.
задняя секция привод колёс роликами, привод моста гидромотор.
Получиться это как то согласовать ?
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 04, 2016, 21:35:10
Алексей С, Для 4х4 схема понятна.Как быть если хочу 6х6 переломку ?Передняя ось привод карданом с акпп.задняя секция привод колёс роликами, привод моста гидромотор.Получиться это как то согласовать ?
И достаточно несложно. Завтра подумаю и напишу.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Шумихин Д от Января 04, 2016, 22:07:38
Алексей С,
Для 4х4 схема понятна.
Как быть если хочу 6х6 переломку ?
Передняя ось привод карданом с акпп.
задняя секция привод колёс роликами, привод моста гидромотор.
Получиться это как то согласовать ?

Что тут считать то? Если мосты одинаковые то разница по диаметрам ролика и колеса, в том же соотношении брать разницу рабочих объемов ГМ на каждом мосту.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: gudvin от Января 04, 2016, 22:40:29
Передняя ось привод карданом с акпп.
Обычная механическая трансмиссия.
Для передвижения по хорошим дорогам и лёгкому бездорожью без груза.
С акпп даже Уазовский мост выдержит 1500 колёса.
А гидропривод задней секции позволит убрать кардан через узел перелома, откл/вкл на ходу и под нагрузкой.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 05, 2016, 14:05:33
 
Что тут считать то? Если мосты одинаковые то разница по диаметрам ролика и колеса, в том же соотношении брать разницу рабочих объемов ГМ на каждом мосту.
Наверное самое правильное решение.Единственное-надо колеса от ролика отодвигать,просто отключение гидромотора ничего не даст.Колеса роликоприводные должны легко крутиться при движении по дороге.
gudvin, Пришли свои координаты,я тебе колеса пришлю.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Шумихин Д от Января 05, 2016, 14:20:41
Что тут считать то? Если мосты одинаковые то разница по диаметрам ролика и колеса, в том же соотношении брать разницу рабочих объемов ГМ на каждом мосту.
Наверное самое правильное решение.Единственное-надо колеса от ролика отодвигать,просто отключение гидромотора ничего не даст.Колеса роликоприводные должны легко крутиться при движении по дороге.
gudvin, Пришли свои координаты,я тебе колеса пришлю.

На правах профана в данной тематике, но КР были бы предпочтительней, с вышеозначенным ПЧ, а ГМ одинаковые.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Алексей С от Января 05, 2016, 17:48:50
Конечно КР лучше, только где взять толковые??? Бестолковых полно.
Название: Re: Гидроходы разные.
Отправлено: Шумихин Д от Января 05, 2016, 17:57:39
Конечно КР лучше, только где взять толковые??? Бестолковых полно.

Ну так если хочешь сделать хорошо то делай сам. :pardon: Можно к зубчатым цепям присмотреться, к ним звезды полуфабрикаты должны быть.