Прототип вездехода с шарнирно-сочлененной рамой
Чибис-3Данный аппарат предназначен для обкатки технических решений и поиска слабых мест у такой конструкции вездехода. Т.е., фактически, это вездеход "на убой". На его основе будет сделана версия вездехода на продажу (уже делается), где в одном вездеходе постараюсь собрать достоинства
Чибис-1 и
Чибис-2, одновременно устранив некоторые их недостатки.
Технические характеристики:Габариты на шинах Авторос-Экстрим:- длина 3100 мм
- ширина 1950 мм
- высота по крылья - 1350 мм
- высота по спинку сиденья - 1750 мм
Внутренние габариты кузова:- длина 670 мм
- ширина 740 мм
- высота 570 мм
Колесная база 1880 мм
Радиус поворота по внешнему колесу - 5 метров
Масса вездехода 550 кг (на шинах Авторос-Экстрим и камерных ободрышах ВИ-3)
Грузоподъемность 300 кг (включая водителя)
Минимальная скорость 1 км/ч
Максимальная скорость 35 км/ч (на 4-й передаче)
Двигатель Лифан 190F (15 л.с.)
Трансмиссия:- вариатор Буран
- КПП Ваз-2105
- двухступенчатый цепной редуктор
- мосты Ваз-2106
Шины до 1300 мм в диаметре. Сейчас установлены бескамерные потроха Ви-3.
Самодельный поворотный кулак
Рулевое управление:- самодельная с основой из рулевой колонки Ваз-2110
- рулевая рейка Ваз-2108
- рулевой демпфер Ранчо RS-5406
Тормозная система:- главный тормозной - главный цилиндр сцепления Газель.
- суппорт 2108
- тормозной диск - самодельный
Ограничитель вращения полурам - цепной.
Предыдущие две модели Чибисов нельзя назвать плохими вездеходами. Тем не менее они меня не устраивали в мелочах и я затеял третью по счету и, надеюсь, последнюю версию вездехода Чибис. Отличий довольно много.
1) Самое главное - это уход с переднеприводных КПП Ваз на КПП Ваз-классика. Это позволило решить приличное количество проблем:
- из-под днища убралась вечно цепляющаяся за все КПП
- КПП теперь над водой и хорошо защищена от намотки под сальники травы
- нет необходимости делать кулису переключения передач
- переключать передачи стало удобнее. При этом схема переключения передач не отличается от автомобильной
- карданные валы стали длинными и появилась возможность использовать их прямо с магазина, без каких-либо переделок
- сильно упростилось изготовление перехода с двигателя на КПП. Теперь ведомый шкив вариатора сидит прямо на первичном валу КПП
- значительно уменьшился шум от цепного редуктора, т.к. теперь он (редуктор) стоит после КПП, а не до нее
- пассажирское сиденье стало выше и теперь под ним можно располагать дополнительный или основной топливный бак.
2) Цепной редуктор. Т.к. КПП от заднеприводной машины, то нужно было как-то набрать нужное передаточное число трансмиссии. Решал попробовать сделать двухступенчатый цепной редуктор на хорошо мне знакомых цепях от спортбайков. Оказалось, что сделать его в рамках компоновки Чибиса-3 не сложнее, чем одноступенчатые редуктора на предыдущих моделях этого вездехода. Если не проще. Все крайне примитивно. Ведущая звезда сидит прямо на вторичном валу КПП, ведомая зажата между валом поворотного кулака и карданом привода заднего моста. Блок промежуточных звезд закреплен на самодельном валу при помощи быстрозажимной втулки. Вал вращается в задней ступице Ваз-2108. Ступица может перемещаться в двух направлениях: вверх-вниз и вправо-влево. Таким образом можно натягивать обе ветки цепи, не используя никаких дополнительных натяжников.
Чтобы цепь не кидала воду на двигатель, к съемному полику приделана защита.
3) Поворотный кулак. Еще на первом Чибисе была задумка сделать кулак, где на валу передачи крутящего момента, крутилась бы и задняя полурама. Экспериментальный кулак для Чибиса-1 был сделан с ошибками, в результате чего вездеход на испытаниях сложился пополам. Пришлось вернутся к кулаку от Уаза, а реализацию задумки отложить на несколько лет. На прототипе Чибиса-3 использован самодельный кулак с Чбиса-1, когда-то выкинутый мной же в чермет. Отыскал его в куче, привел в порядок, усилил (заменил вал диаметром 30 мм на вал диаметром 40 мм) и установил его для дальнейших экспериментов. Пока все хорошо. С учетом того, что на коммерческой версии Чибиса-3 будет установлен гораздо более прочный кулак, то я считаю, что данный вариант имеет право на жизнь.
4) Все остальные отличия не столь важные, но тем не менее:
- двигатель теперь устанавливается на резиновые подушки
- капот защелкивается на капотный замок от Ваз-2110 (на Чибисе-2 он прикручивается на болты, а на Чибисе-1 открывающегося капота вообще не было)
- спереди и сзади вездехода в раму вварены так называемые "американки" - квадратные трубы для крепления различных быстросьемных штук
- появилась возможность частично прикрывать двигатель (для снижения шума) без ущерба для его охлаждения