Автор Тема: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход  (Прочитано 6172 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Приветствую всех самоделкиных на форуме с наступлением зимы! В общем решил создать отдельную тему, которую я «рожаю» уже два года в дополнение к моей основной - самодельный снегоболотоход из мотоблока для зимней рыбалки. Уже начал воплощаться потихоньку в металле и понял, что будет дополна всяких нюансов, вопросов к советам и разных других мучений - поэтому и вынес за основную.

Немного конкретики. Собрал я себе, значит, из обычного мотоблока трёхколёсный пневмоход. Ну как собрал - техника ездит уже четвертый год, рыбачу зимой на нем за островами аж за 20 км от дома, только вот все покрасить его руки никак не дойдут, то обшить раму дюралькой все никак не обошью, то тут, то там что-нибудь на потом оставляю. Короче, самоделка живёт в процессе эксплуатации. За снежный сезон наматываю на нем за тыщу километров и вроде доволен, но вот прошлая очень снежная зима показала, что привода двух передних колес немного мне не хватает. 30 и даже 40 см свежевыпавшего снега он осиляет, накатываю себе дорогу прогулкой, а потом использую. Но вот за 40 - уже проблема. Ясно что сплошняком по сугробам я ездить к черту на куличики не собираюсь, а вот чтобы он такие буераки местами топтал - желательно, ибо не везде и не всегда сплошь, а тока местами.

Вот и решил я всё-таки сварганить себе не постоянный, а подключаемый на сложных участках привод третьего заднего колеса. Была идея сделать механический привод колеса гибким валом на задний редуктор, но отказался от этой идеи - она потянет слишком много финансовых затрат и дополнительных самодельных узлов в виде разных угловых редукторов, шкивов под ременную передачу отбора мощности и прочее и прочее, что выйдет ещё и по весу не мало и по надёжности сомнительно. От этой темы я отказался окончательно, хотя может быть и поэкспериментирую ещё как-нибудь, когда можно будет использовать часть готовых узлов электрического.

На этом закончу вводный пост. Сейчас работа уже идёт, буду потихоньку добавлять и конкретизировать. Некоторые нюансы, чувствую уже, вызовут негативную критику, но заострю ещё раз внимание - привод будет не постоянный, а подключаемый на небольшие промежутки времени и поэтому в некоторых узлах предпочтение мной будет отдано простоте, а не долговременной надежности. В любом случае некоторые спорные узлы будут потом переделаны когда станет ясно, что овчинка выделки стоит.

Заранее спасибо за внимание и понимание.

ЗЫ. Основная моя страница в ВК » Каракат из мотоблока » здесь будет больше конкретики.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Из того, что уже имеется и стоит на каракате - щелочной аккумулятор. Так как он уже есть, то веса мне он уже не добавит практически. Правда я его решил перебрать в другую форму - из вытянутой на 8 банок и почти 12 вольт в квадратный на 10 банок 13,5-14 вольт и весом чуть более 10 кг.

Собрал я его из авиационного щелочного аккумулятора 20НКБН-25-У3 на 20 банок и 27 вольт. Вообще этот аккумулятор «зверский» - имеет довольно приличную ёмкость в 25 А*ч при относительно малом весе. Рабочий ток непрерывного разряда - 100 А, кратковременный пусковой - 600 А, не боится мороза и кратковременных коротких замыканий.

Я его пока использую для светодиодного освещения и звукового сигнала. В прошлом сезоне зарядил его трень-брень с осени и все-же прокатал до весны. Понятно, что он б/у и побит временем, но всё-таки надеюсь, что мне получится выжать из него поимерно 50-60 ампер разряда на кратковременные подключения заднего привода по 5-10 секунд.

Вообще рассчитывал электродвигатель примерно в 1 кВт и этого бы мне хватило как по мощности, так и потреблению тока для этого аккумулятора. Но агрегат уже нарисовался другой.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Ну, видимо, вот и будущий импровизированный электродвигатель для привода заднего колеса на мой Рыбомобиль. Лежал в гараже нулячий электрический стартер 42.3708 из запасов на мой бывший УАЗ. Стартер производства Беларусь 1988 года выпуска. У стартера только почему-то сломана силуминовая часть - та, где втягивающий, но она мне вроде как и не нужна, потому что все-равно буду мудрить с переделкой втулок на подшипники, да и ответная часть уже будет частью самого корпуса понижающего редуктора. Есть нюансы как в плюс, так и в минус. Из плюсов - 1,65 кВт рабочей мощности при 1200 оборотах в минуту, что немного больше планируемого, из минусов - вес 5,5 килограмм этой части с обгонной муфтой, рабочий ток 85-100 ампер. Вот по току я как раз и не влезаю под свой б/у аккумулятор. Что-то буду мудрить, а может что и само собой, так сказать, выгорит. Данные рабочей мощности взяты для 2 проворотов коленвала в секунду с редукцией 9 к 144, т.е. 1 к 16. Но у меня редукция планируется примерно 1 к 36-40, т.е. крутящий момент на колесе ожидается примерно в 2,5 раза выше, чем на ручке кривого стартера, а это уже не мало. Хотя момент подключения в работу привода заднего колеса на скорости около 8-10 км/ч может и рановат, то, возможно, сделаю редукцию в районе 1 к 40-45, что будет соответствовать примерно моей первой скорости караката на уровне 7-8 км/ч, но зато крутящий момент на заднее колесо немного увеличится. Ладно, будет видно исходя из того, что буду дальше использовать и, в любом случае, редукцию можно будет потом изменить подбором ведущей звёздочки под цепь. Главное, что уже закусился и пошел мой любимый процесс лепить из того, что под руку попадается.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Поехали дальше. Что я ещё имею в наличии и на что мне не надо тратить финансы? Опять же в гараже завалялся автомобильный генератор на 12-14 вольт и ток до 65 ампер - б/у, но рабочий, надо будет только, скорее всего, заменить подшипники. Если бы на моем установленном на мотоблок двигателе Subaru EX17 была катушка освещения ампер так на 5-7, то надобность в генераторе отпала автоматически - этих ампер хватило бы «за глаза» и на зарядку аккумулятора, и на освещение. Но такой катушки у меня нет, а заряжать аккумулятор в дороге, который будет давать ток на вспомогательный привод заднего колеса, надо.

Тут возникают опять как минусы, так и плюсы. Из минусов: 5 килограмм дополнительного веса одного только генератора со шкивом, излишество по характеристикам - на зарядку аккумулятора мне надо всего 10-20% от его ёмкости в 25 А*ч, т.е около 3-5 А. Из плюсов: если сделать работу генератора постоянной, то в процессе холостого вращения его можно будет попробовать использовать как дополнительный маховичок, т.е. как аккумулятор механической энергии вращения - да, не очень много, но для моего маломощного двигателя это будет добавка к работе в разгон, появится только небольшая инертность к оборотам, но я итак стараюсь цепи не дергать.

В планах заменить мой 15-летний двигатель на Лифан 8-9 лошадиных сил - когда дело дойдет, то буду брать с катушкой освещения, а пока придется ставить что есть.

ЗЫ. Генератор правого вращения на авто, а у меня двигатель левого. Хотя, вроде как, генератору, как трёхфазной машине, без разницы куда вращаться, лишь бы щетки позволили, а в крыльчатке охлаждения может вообще нужды нет.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Теперь пошла всякая требуха на самодельный понижающий редуктор, что пока удалось насобирать в гараже по разным углам и коробкам. Из шестеренок донорами идут коробка мотоцикла ИЖ и редуктор мотороллера Муравей - ничего не разбирал, есть и та, и другой, а это всякая уже разобранная б/у солянка. Покатал шестерёнки друг по другу - вроде бы подходят идеально, похоже, что модуль у них одинаковый - не стучат, не грызут.

Шестерёнки по зубьям слева направо от стартера до цепи: 14, 52, 17, 47. Последние пошире первых - все как по-феншую) Пересчитал передаточное число для этого варианта, получилось 1 к 10,2 т.е. понижение в 10 раз.

Теперь пошли проблемы, ухищрения, упрощения конструкции в ущерб надёжности непрерывного использования:

Первую самую маленькую шестерню 14 зубов из-за ее маленького диаметра я вряд ли смогу посадить на часть обгонной муфты стартера - если в ней выточить отверстие 25 мм, то там останется внутреннее кольцо металла 4 мм толщиной - фиг приварить получится хорошо и аккуратно, все наверняка перегреется, заплюется. Ну, может попробую попрошу знакомого спеца полуавтоматом приварить. Или выточить под посадку на горячую? - да кто ж возьмётся заморачиваться. В общем, если не получится, то надо будет ставить шестерню 17 зубов или даже 19. Последняя изменит редукцию аж до 1 к 7,5.

Промежуточный вал хочу сделать из пальца от УАЗа. Шестерни объединю и сделаю посадку в хороший натяг, а вот подшипники 25 мм внутреннего диаметра не болтаются, но скользят. Короче, хочу попробовать гальваникой на нем восстановить медь из хлорного железа - я в нём платы для своих электронных самоделок травлю иногда. Думаю, что не будет особых проблем налепить меди, там надо-то всего по 0,05-0,1 мм добавить.

Ведомый вал под звёздочку - есть варианты, но пока не трогаю, дожить ещё надо. Все будет видно от того куда у меня цепная передача ляжет - ближе к диску или же к вилке. Не хотелось бы его укорачивать, он у меня запасной на этот каракат в передний привод.

Оффлайн Dil

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 9242
  • Велика Россия, а запарковаться негде.
  • Имя: Михаил
  • Откуда: Рязань
то там останется внутреннее кольцо металла 4 мм толщиной - фиг приварить получится хорошо
Может вал проточить слегка?
Короче, хочу попробовать гальваникой
Про гальванику наш Баломут всё знает, там не так просто.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Ну и, наконец, из основного необходимого, что тоже есть в загашниках - большие ведомые звёздочки на заднее колесо моего Рыбомобиля. Тут у меня широкий диапазон получается, зато все они под цепь ИЖ, которые у меня тоже в наличии есть.

Первая, самая большая звезда - 87 зубов, диаметр 45 см, весит в том виде, что на фото, 4,5 килограмма. Зато она нулевая, не хоженная, из нее можно сделать цепную передачу с большим понижающим числом.

Вторая, звезда поменьше - 56 зубов, диаметр 30 см, весит 2,5 кг. Но она прилично хоженная - стояла на промежуточном вале моего первого караката классического трехколесника из мото ИЖ.

Вот этот выбор уже сейчас тянет по цепочке то, что можно бы было делать по редуктору. Если ставить большую, то у меня цепь не лезет между камерой колеса и вилкой - надо переделывать вилку. Если ставить поменьше, то может не хватить понижения передачи от стартера до колеса. В последнем варианте цепь ляжет немного внутрь колеса, но зато у меня получается, что из-за короткого редуктора его стартер лезет на колесо.

Пока цугцванг. Хоть жребий кидай.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Может вал проточить слегка?
В общем, я сам вал стартера трогать вообще не хочу, а хочу первую звёздочку редуктора посадить на часть обгонной муфты. Муфту разберу, требуху из нее выкину, родную шестерню 9 зубов тоже - останется от нее только одна монолитная часть. Вот на нее и хочу посадить шестерню 14 зубов. А вот эта оставшаяся часть муфты с внутренними косыми зацепами имеет наружный диаметр чуть меньше 25 мм. На нее бы желательно кроме шестерни ещё и подшипник посадить, но он болтается. Хочу, чтобы часть стартера заходила в редуктор именно уже в эту часть обгонной муфты на подшипнике и с шестерней 14 зубов, которые уже как бы будут нераздельной частью понижающего редуктора - отвернул 2 шпильки и вынул стартер по косым зубам, и наоборот. Вот сейчас что ещё подумаю с ведомой звёздочкой на колесо, решусь на большую 87 зубов, то буду делать первую шестерню больше зубов, черт с ней с редукцией - я ее тогда за счёт цепной передачи наберу. Ну, в общем, я дошел до того момента, где дополна вариантов и хочется все продумать, сделать уж сразу аккуратно, ну чтоб работало, а не так - время терять.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Про гальванику наш Баломут всё знает, там не так просто.
Хорошо, посмотрю у Баломута. Хотя, вроде, у меня там и не совсем гальваника получается, т.е. без электрики. Если сталь (железо) кинуть в этот уже перенасыщенный медью раствор, то медь должна осадиться на стали. Так раньше этот раствор радиосамоделкины восстанавливали, больно-то реактивов раньше не накупишся в советские времена. Но вот фиг знает скока раствор заберёт железа с пальца? Попробую завтра поэкспериментировать.

Оффлайн мвп

  • Moderator
  • Member
  • *****
  • Сообщений: 2612
  • Откуда: откуда и все . проживаю Самарская обл . Сызрань
0,05-0,1 мм добавить.
Облуди и посади на горячую .

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Облуди и посади на горячую
Так-то тоже вариант. Промежуточный вал же, будет примерно равномерно болтаться, не должно вдоль вала шестерни елозить. Можно и это за заметку взять, тока флюс нужен. Попробую как запасной. Да и соединять шестерни буду - сделаю так, что подбором шайб объедененная шестерня вдобавок между внутренними частями подшипников зажмется.

Оффлайн мвп

  • Moderator
  • Member
  • *****
  • Сообщений: 2612
  • Откуда: откуда и все . проживаю Самарская обл . Сызрань
Да и соединять шестерни буду
Бок о бок в единую ? Не столь давно делал парный шкив с подшипником внутри чтоб разборный был и ненашлось ничего кроме двух шкивов . Пришлось сшивать болтами
Если да , то насаживай на вал плотно , потом сжимай в тисках и сверли в борт , нарезай резьбу и стягивай на четыре болта . Болты на выходе сточишь и раскернишь .

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Бок о бок в единую
Я как-то пробовал для интереса вот такое легированное/закаленное сверлить, то облом получился. Кстати, даже не знаю возьмётся ли кто у меня эти малые шестерни токарить под вал. Как вообще по сложности такие работы?

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Разобрал родную обгонную муфту стартера - мне нужна только одна полумуфта, в которой уложены ролики. И удача! На эту полумуфту подшипник с внутренним диаметром 25 мм садится просто идеально. Не болтается как на другой б/у, не с небольшим усилием руками насаживается, а именно напрессовывается с натягом обстукивантем молотком. До стопорного кольца можно насадить даже двухрядный подшипник. Т.е. можно однозначно сделать эту полумуфту с приваренной к ней шестерней неотъемлемой частью редуктора, а сам стартер заводить в нее на косые шлицы. Стартер будет передавать только крутящий момент, никаких поперечных валу усилий уже не будет. Вал стартера 12 мм. Теперь думаю на какие подшипники его посадить - на игольчатые или обычные. Вообще теперь думаю подшипник поставить на вал только со стороны редуктора, а со стороны щеток пока оставить втулку. Кстати, стартер правого вращения и при работе по косым шлицам сгоняет полумуфту на улицу. Но посадив ее на подшипник она будет теперь зафиксирована стопорным кольцом.

Оффлайн fishingmobile

  • Member
  • **
  • Сообщений: 68
  • Делаю снегоход из мотоблока
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
Про гальванику наш Баломут всё знает, там не так просто
Попробовл сейчас для спортивного интереса - туфта получается. Есть часть отрезанная от пальца - промыл, зашкурил, обезжирил, подвязал, подвесил в растворе. Медь махом осаждается, но потом просто стирается тряпкой. Никель или хром вообще махом ушел в раствор, как до стали дошло, то медь осаждается, а под ней сажа из стали. Заморачиваться этим серьезно ради какого-то вала смысла нет, проще подобрать нормальный вал. Как-то так.

 

Строительство"МАРС 6" Мосты "УАЗ",колёса "КФ-97"

Автор 103Раздел Классическая компоновка

Ответов: 124
Просмотров: 34824
Последний ответ Декабря 20, 2016, 21:38:47
от Vitalya
КОЛЁСА ОТ 66-го,мосты УАЗ,вездеход-"МАРС"!!!

Автор 103Раздел Самодельные колесные вездеходы

Ответов: 314
Просмотров: 92505
Последний ответ Августа 02, 2015, 19:53:50
от 103
Лёгкий Вездеход"МАРС 5" Двиг Ока,колёса ВИ-3

Автор 103Раздел Классическая компоновка

Ответов: 135
Просмотров: 33014
Последний ответ Июня 18, 2016, 23:08:32
от 103
Тример плюс картинговые колеса равно обратный трайк

Автор oblynkaРаздел Самодельные

Ответов: 11
Просмотров: 11882
Последний ответ Марта 27, 2013, 12:19:36
от kekekew
Роликовый, диффповорот, колёса 1600, бензиновый с АКПП

Автор yleoРаздел Роликовые

Ответов: 10
Просмотров: 11577
Последний ответ Марта 10, 2014, 21:27:07
от Саня