Технический форум

Техника => Колесные вездеходы => Самодельные колесные вездеходы => Тема начата: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 03:06:00

Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 03:06:00
Приветствую всех самоделкиных на форуме с наступлением зимы! В общем решил создать отдельную тему, которую я «рожаю» уже два года в дополнение к моей основной - самодельный снегоболотоход из мотоблока (https://tehnoforum.com/index.php?topic=5275) для зимней рыбалки. Уже начал воплощаться потихоньку в металле и понял, что будет дополна всяких нюансов, вопросов к советам и разных других мучений - поэтому и вынес за основную.

Немного конкретики. Собрал я себе, значит, из обычного мотоблока трёхколёсный пневмоход. Ну как собрал - техника ездит уже четвертый год, рыбачу зимой на нем за островами аж за 20 км от дома, только вот все покрасить его руки никак не дойдут, то обшить раму дюралькой все никак не обошью, то тут, то там что-нибудь на потом оставляю. Короче, самоделка живёт в процессе эксплуатации. За снежный сезон наматываю на нем за тыщу километров и вроде доволен, но вот прошлая очень снежная зима показала, что привода двух передних колес немного мне не хватает. 30 и даже 40 см свежевыпавшего снега он осиляет, накатываю себе дорогу прогулкой, а потом использую. Но вот за 40 - уже проблема. Ясно что сплошняком по сугробам я ездить к черту на куличики не собираюсь, а вот чтобы он такие буераки местами топтал - желательно, ибо не везде и не всегда сплошь, а тока местами.

Вот и решил я всё-таки сварганить себе не постоянный, а подключаемый на сложных участках привод третьего заднего колеса. Была идея сделать механический привод колеса гибким валом (https://tehnoforum.com/index.php?topic=5515) на задний редуктор, но отказался от этой идеи - она потянет слишком много финансовых затрат и дополнительных самодельных узлов в виде разных угловых редукторов, шкивов под ременную передачу отбора мощности и прочее и прочее, что выйдет ещё и по весу не мало и по надёжности сомнительно. От этой темы я отказался окончательно, хотя может быть и поэкспериментирую ещё как-нибудь, когда можно будет использовать часть готовых узлов электрического.

На этом закончу вводный пост. Сейчас работа уже идёт, буду потихоньку добавлять и конкретизировать. Некоторые нюансы, чувствую уже, вызовут негативную критику, но заострю ещё раз внимание - привод будет не постоянный, а подключаемый на небольшие промежутки времени и поэтому в некоторых узлах предпочтение мной будет отдано простоте, а не долговременной надежности. В любом случае некоторые спорные узлы будут потом переделаны когда станет ясно, что овчинка выделки стоит.

Заранее спасибо за внимание и понимание.

ЗЫ. Основная моя страница в ВК » Каракат из мотоблока (https://tehnoforum.com/go.php?url=aHR0cHM6Ly92ay5jb20vZmlzaGluZ21vYmlsZQ==) » здесь будет больше конкретики.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 03:33:45
Из того, что уже имеется и стоит на каракате - щелочной аккумулятор. Так как он уже есть, то веса мне он уже не добавит практически. Правда я его решил перебрать в другую форму - из вытянутой на 8 банок и почти 12 вольт в квадратный на 10 банок 13,5-14 вольт и весом чуть более 10 кг.

Собрал я его из авиационного щелочного аккумулятора 20НКБН-25-У3 на 20 банок и 27 вольт. Вообще этот аккумулятор «зверский» - имеет довольно приличную ёмкость в 25 А*ч при относительно малом весе. Рабочий ток непрерывного разряда - 100 А, кратковременный пусковой - 600 А, не боится мороза и кратковременных коротких замыканий.

Я его пока использую для светодиодного освещения и звукового сигнала. В прошлом сезоне зарядил его трень-брень с осени и все-же прокатал до весны. Понятно, что он б/у и побит временем, но всё-таки надеюсь, что мне получится выжать из него поимерно 50-60 ампер разряда на кратковременные подключения заднего привода по 5-10 секунд.

Вообще рассчитывал электродвигатель примерно в 1 кВт и этого бы мне хватило как по мощности, так и потреблению тока для этого аккумулятора. Но агрегат уже нарисовался другой.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 03:35:46
Ну, видимо, вот и будущий импровизированный электродвигатель для привода заднего колеса на мой Рыбомобиль. Лежал в гараже нулячий электрический стартер 42.3708 из запасов на мой бывший УАЗ. Стартер производства Беларусь 1988 года выпуска. У стартера только почему-то сломана силуминовая часть - та, где втягивающий, но она мне вроде как и не нужна, потому что все-равно буду мудрить с переделкой втулок на подшипники, да и ответная часть уже будет частью самого корпуса понижающего редуктора. Есть нюансы как в плюс, так и в минус. Из плюсов - 1,65 кВт рабочей мощности при 1200 оборотах в минуту, что немного больше планируемого, из минусов - вес 5,5 килограмм этой части с обгонной муфтой, рабочий ток 85-100 ампер. Вот по току я как раз и не влезаю под свой б/у аккумулятор. Что-то буду мудрить, а может что и само собой, так сказать, выгорит. Данные рабочей мощности взяты для 2 проворотов коленвала в секунду с редукцией 9 к 144, т.е. 1 к 16. Но у меня редукция планируется примерно 1 к 36-40, т.е. крутящий момент на колесе ожидается примерно в 2,5 раза выше, чем на ручке кривого стартера, а это уже не мало. Хотя момент подключения в работу привода заднего колеса на скорости около 8-10 км/ч может и рановат, то, возможно, сделаю редукцию в районе 1 к 40-45, что будет соответствовать примерно моей первой скорости караката на уровне 7-8 км/ч, но зато крутящий момент на заднее колесо немного увеличится. Ладно, будет видно исходя из того, что буду дальше использовать и, в любом случае, редукцию можно будет потом изменить подбором ведущей звёздочки под цепь. Главное, что уже закусился и пошел мой любимый процесс лепить из того, что под руку попадается.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 15:36:40
Поехали дальше. Что я ещё имею в наличии и на что мне не надо тратить финансы? Опять же в гараже завалялся автомобильный генератор на 12-14 вольт и ток до 65 ампер - б/у, но рабочий, надо будет только, скорее всего, заменить подшипники. Если бы на моем установленном на мотоблок двигателе Subaru EX17 была катушка освещения ампер так на 5-7, то надобность в генераторе отпала автоматически - этих ампер хватило бы «за глаза» и на зарядку аккумулятора, и на освещение. Но такой катушки у меня нет, а заряжать аккумулятор в дороге, который будет давать ток на вспомогательный привод заднего колеса, надо.

Тут возникают опять как минусы, так и плюсы. Из минусов: 5 килограмм дополнительного веса одного только генератора со шкивом, излишество по характеристикам - на зарядку аккумулятора мне надо всего 10-20% от его ёмкости в 25 А*ч, т.е около 3-5 А. Из плюсов: если сделать работу генератора постоянной, то в процессе холостого вращения его можно будет попробовать использовать как дополнительный маховичок, т.е. как аккумулятор механической энергии вращения - да, не очень много, но для моего маломощного двигателя это будет добавка к работе в разгон, появится только небольшая инертность к оборотам, но я итак стараюсь цепи не дергать.

В планах заменить мой 15-летний двигатель на Лифан 8-9 лошадиных сил - когда дело дойдет, то буду брать с катушкой освещения, а пока придется ставить что есть.

ЗЫ. Генератор правого вращения на авто, а у меня двигатель левого. Хотя, вроде как, генератору, как трёхфазной машине, без разницы куда вращаться, лишь бы щетки позволили, а в крыльчатке охлаждения может вообще нужды нет.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 17:25:53
Теперь пошла всякая требуха на самодельный понижающий редуктор, что пока удалось насобирать в гараже по разным углам и коробкам. Из шестеренок донорами идут коробка мотоцикла ИЖ и редуктор мотороллера Муравей - ничего не разбирал, есть и та, и другой, а это всякая уже разобранная б/у солянка. Покатал шестерёнки друг по другу - вроде бы подходят идеально, похоже, что модуль у них одинаковый - не стучат, не грызут.

Шестерёнки по зубьям слева направо от стартера до цепи: 14, 52, 17, 47. Последние пошире первых - все как по-феншую) Пересчитал передаточное число для этого варианта, получилось 1 к 10,2 т.е. понижение в 10 раз.

Теперь пошли проблемы, ухищрения, упрощения конструкции в ущерб надёжности непрерывного использования:

Первую самую маленькую шестерню 14 зубов из-за ее маленького диаметра я вряд ли смогу посадить на часть обгонной муфты стартера - если в ней выточить отверстие 25 мм, то там останется внутреннее кольцо металла 4 мм толщиной - фиг приварить получится хорошо и аккуратно, все наверняка перегреется, заплюется. Ну, может попробую попрошу знакомого спеца полуавтоматом приварить. Или выточить под посадку на горячую? - да кто ж возьмётся заморачиваться. В общем, если не получится, то надо будет ставить шестерню 17 зубов или даже 19. Последняя изменит редукцию аж до 1 к 7,5.

Промежуточный вал хочу сделать из пальца от УАЗа. Шестерни объединю и сделаю посадку в хороший натяг, а вот подшипники 25 мм внутреннего диаметра не болтаются, но скользят. Короче, хочу попробовать гальваникой на нем восстановить медь из хлорного железа - я в нём платы для своих электронных самоделок травлю иногда. Думаю, что не будет особых проблем налепить меди, там надо-то всего по 0,05-0,1 мм добавить.

Ведомый вал под звёздочку - есть варианты, но пока не трогаю, дожить ещё надо. Все будет видно от того куда у меня цепная передача ляжет - ближе к диску или же к вилке. Не хотелось бы его укорачивать, он у меня запасной на этот каракат в передний привод.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: Dil от Декабря 02, 2022, 18:22:59
то там останется внутреннее кольцо металла 4 мм толщиной - фиг приварить получится хорошо
Может вал проточить слегка?
Короче, хочу попробовать гальваникой
Про гальванику наш Баломут всё знает, там не так просто.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 19:17:10
Ну и, наконец, из основного необходимого, что тоже есть в загашниках - большие ведомые звёздочки на заднее колесо моего Рыбомобиля. Тут у меня широкий диапазон получается, зато все они под цепь ИЖ, которые у меня тоже в наличии есть.

Первая, самая большая звезда - 87 зубов, диаметр 45 см, весит в том виде, что на фото, 4,5 килограмма. Зато она нулевая, не хоженная, из нее можно сделать цепную передачу с большим понижающим числом.

Вторая, звезда поменьше - 56 зубов, диаметр 30 см, весит 2,5 кг. Но она прилично хоженная - стояла на промежуточном вале моего первого караката классического трехколесника из мото ИЖ.

Вот этот выбор уже сейчас тянет по цепочке то, что можно бы было делать по редуктору. Если ставить большую, то у меня цепь не лезет между камерой колеса и вилкой - надо переделывать вилку. Если ставить поменьше, то может не хватить понижения передачи от стартера до колеса. В последнем варианте цепь ляжет немного внутрь колеса, но зато у меня получается, что из-за короткого редуктора его стартер лезет на колесо.

Пока цугцванг. Хоть жребий кидай.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 19:41:03
Может вал проточить слегка?
В общем, я сам вал стартера трогать вообще не хочу, а хочу первую звёздочку редуктора посадить на часть обгонной муфты. Муфту разберу, требуху из нее выкину, родную шестерню 9 зубов тоже - останется от нее только одна монолитная часть. Вот на нее и хочу посадить шестерню 14 зубов. А вот эта оставшаяся часть муфты с внутренними косыми зацепами имеет наружный диаметр чуть меньше 25 мм. На нее бы желательно кроме шестерни ещё и подшипник посадить, но он болтается. Хочу, чтобы часть стартера заходила в редуктор именно уже в эту часть обгонной муфты на подшипнике и с шестерней 14 зубов, которые уже как бы будут нераздельной частью понижающего редуктора - отвернул 2 шпильки и вынул стартер по косым зубам, и наоборот. Вот сейчас что ещё подумаю с ведомой звёздочкой на колесо, решусь на большую 87 зубов, то буду делать первую шестерню больше зубов, черт с ней с редукцией - я ее тогда за счёт цепной передачи наберу. Ну, в общем, я дошел до того момента, где дополна вариантов и хочется все продумать, сделать уж сразу аккуратно, ну чтоб работало, а не так - время терять.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 19:47:46
Про гальванику наш Баломут всё знает, там не так просто.
Хорошо, посмотрю у Баломута. Хотя, вроде, у меня там и не совсем гальваника получается, т.е. без электрики. Если сталь (железо) кинуть в этот уже перенасыщенный медью раствор, то медь должна осадиться на стали. Так раньше этот раствор радиосамоделкины восстанавливали, больно-то реактивов раньше не накупишся в советские времена. Но вот фиг знает скока раствор заберёт железа с пальца? Попробую завтра поэкспериментировать.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: мвп от Декабря 02, 2022, 19:56:07
0,05-0,1 мм добавить.
Облуди и посади на горячую .
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 20:03:32
Облуди и посади на горячую
Так-то тоже вариант. Промежуточный вал же, будет примерно равномерно болтаться, не должно вдоль вала шестерни елозить. Можно и это за заметку взять, тока флюс нужен. Попробую как запасной. Да и соединять шестерни буду - сделаю так, что подбором шайб объедененная шестерня вдобавок между внутренними частями подшипников зажмется.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: мвп от Декабря 02, 2022, 20:24:17
Да и соединять шестерни буду
Бок о бок в единую ? Не столь давно делал парный шкив с подшипником внутри чтоб разборный был и ненашлось ничего кроме двух шкивов . Пришлось сшивать болтами
Если да , то насаживай на вал плотно , потом сжимай в тисках и сверли в борт , нарезай резьбу и стягивай на четыре болта . Болты на выходе сточишь и раскернишь .
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 02, 2022, 22:53:27
Бок о бок в единую
Я как-то пробовал для интереса вот такое легированное/закаленное сверлить, то облом получился. Кстати, даже не знаю возьмётся ли кто у меня эти малые шестерни токарить под вал. Как вообще по сложности такие работы?
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 03, 2022, 13:40:02
Разобрал родную обгонную муфту стартера - мне нужна только одна полумуфта, в которой уложены ролики. И удача! На эту полумуфту подшипник с внутренним диаметром 25 мм садится просто идеально. Не болтается как на другой б/у, не с небольшим усилием руками насаживается, а именно напрессовывается с натягом обстукивантем молотком. До стопорного кольца можно насадить даже двухрядный подшипник. Т.е. можно однозначно сделать эту полумуфту с приваренной к ней шестерней неотъемлемой частью редуктора, а сам стартер заводить в нее на косые шлицы. Стартер будет передавать только крутящий момент, никаких поперечных валу усилий уже не будет. Вал стартера 12 мм. Теперь думаю на какие подшипники его посадить - на игольчатые или обычные. Вообще теперь думаю подшипник поставить на вал только со стороны редуктора, а со стороны щеток пока оставить втулку. Кстати, стартер правого вращения и при работе по косым шлицам сгоняет полумуфту на улицу. Но посадив ее на подшипник она будет теперь зафиксирована стопорным кольцом.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 03, 2022, 15:02:38
Про гальванику наш Баломут всё знает, там не так просто
Попробовл сейчас для спортивного интереса - туфта получается. Есть часть отрезанная от пальца - промыл, зашкурил, обезжирил, подвязал, подвесил в растворе. Медь махом осаждается, но потом просто стирается тряпкой. Никель или хром вообще махом ушел в раствор, как до стали дошло, то медь осаждается, а под ней сажа из стали. Заморачиваться этим серьезно ради какого-то вала смысла нет, проще подобрать нормальный вал. Как-то так.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 09, 2022, 10:03:48
Возникла проблема с аккумулятором - все банки разбалансированы. При зарядке на каждой банке разное падение напряжения - банки заряжаются с разной скоростью, как и разряжаются потом. Ожидал что-то подобного, т.к. прошлый раз было такое, но тогда было меньше банок и была зарядка на 6/12 вольт с регулятором тока и хорошим плавным индикатором тока заряда. Делил банки на две группы с примерно близкими характеристиками и заряжал опять же примерно до одинакового состояния - получилось уравновесить более менее, чтобы можно было заряжать их одновременно уже 12 вольт. Сейчас что-то не прокатило. Пробовал по-разному - и разбивал на группы с примерно одинаковыми банками, заряжал, а потом параллелил группы для «устаканивания» между собой, и пробовал после небольшой зарядки перезаряженные, на фоне других банок, разряжать небольшой нагрузкой. Не получается все-равно. Целый день проканителился пока безрезультатно, хоть собирай самодельный зарядник со стабилизатором тока и напряжением на 1,5 вольт, чтобы заряжать каждую банку отдельно для их устаканивания. В интернете и форумах скупо про щелочные, методы для свинцовых мне не подходят - там всё больше про плотность электролита. Может кто сталкивался и есть идеи?
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: Dil от Декабря 09, 2022, 11:24:31
параллелил группы
Аккумуляторы в параллель не есть гут. Разное внутреннее сопротивление и они друг друга давят.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 10, 2022, 21:53:17
Аккумуляторы в параллель не есть гут
Это не рабочее положение и не для зарядки. В прошлый раз так просто делил на два аккумулятора с примерно одинаковыми банками и заряжал их отдельно 6 Вольт, а потом параллелил для устаканивания - перезаряженный дозаряжал недозаряженный, а сам чуть разряжался. Вроде устаканило банки и потом собрал уже в один. Сейчас много разномастных банок и метод мой теперь муторный. Так что пока собираю самодельный зарядник с регулятором по току и напряжению, чтобы можно было и отдельные банки заряжать, и по несколько. Напряжение будет от 2 до 15 вольт, ток от 0,5 до 5 ампер. Собрал почти уже. Нет только пары диодов нужных и стрелочных индикаторов - придется мультиметр навешивать отдельно.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: Длинный от Декабря 11, 2022, 10:21:07
Так - придётся внести ясность - щелочные аккумуляторы,  :blush: в отличие от свинцово-кислотных малыми токами НЕ ЗАРЯЖАЮТ!
Поищите инструкцию на свой тип аккумулятора.
 каких диодов надо - В-200?
(https://tehnoforum.com/my_img/img/2022/12/11/49a6b.jpg)
Я-бы предложил развязать диодами параллельные ветви батареи, чтоб банки с более высокой напругой не садились зря - ток пойдёт только в нагрузку, но диоды нужны действительно мощные.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 12, 2022, 16:31:38
малыми токами НЕ ЗАРЯЖАЮТ
Это понятно, даже все аккумуляторы гаджетов NiCd, NiMH, Li-ion заряжают токами до 1/2С, 1С и даже 2С. Для этого НКБН ток заряда 1/4С, т.е. примерно 6А - но, блин, это все из оперы под контролем на спецоборудовании с контролем всех параметров вплоть до контроля температуры и чуть ли не внутреннего давления и газоаеализаторов. У меня при 3,5-4 амперах банки начинает дуть примерно начиная с половины процесса зарядки, почитал - там ток уже начинает больше идти на электролиз с бурным выделением кислорода, который внутренними электродами уже не успевает поглощаться. Мне этого не надо. Собрал себе самодельный зарядник - даёт 2,5 ампера и хватит, как раз сейчас заряжаю им первый раз. А по поводу потери характеристик аккумулятором при отличных от регламента параметрах заряда - все это для меня ерунда. Там эти регламенты установлены в таких жёстких рамках, чтобы их выполнение было необходимо для гарантированного обеспечения заявленных характеристик во всем диапазоне условий на весь срок эксплуатации. Но это не значит что, например, если его ёмкость упала с 25 заявленных А*ч до 20 и даже 15, то мне он не подходит - подходит, а для авиации да, уже не подходит. Тут примерно как с моторчасами на двигатель мотоблока - 600 часов и баста, или замените масло через 25 моторчасов, или замените фильтр через 50 и тд и тп. И ещё считаю, что вот эти все страшилки недозаряд, перезаряд, промыл-непромыл, пережарил-охладил, долил-не долил и прочее и прочее нифига ни к чему не приводят к сверхплохому для аккумулятора разом, все эти негативные процессы должны носить систематический характер, чтобы ощутимо повлиять на общее срстояние аккумулятора. Влияют? Да, но не так как запугивают на некоторых форумах по теме - хотя и там почти все мнения чуть ли не противоположные, кто-то один крякнет что-нибудь и все, все сразу боятся, а потом уже не знают что с ним делать - то нельзя, се нельзя. Мой вон тогда по всем канонам пора бы уже на свалку тогда, но нет - час погонял и хоть точечную сварку им производи для кузовных работ. Просто, думаю, стремиться нужно ближе как надо, но и когда не совсем как надо бояться тоже не стоит. Для зарядки от генератора на каракате сделаю стабильных ампер 5-7 и какой нибудь предохранитель типа механического разрывателя цепи чтобы его у меня не разорвало случаем, а для дома и этих 2-2,5 ампер хватит.

По поводу диодов - у меня нет параллельных банок, у меня 10 последовательно. Я просто половинил его на примерно одинаковые банки когда выравнивал их хоть приблизительно после простоя, заряжал раздельно, а потом параллелил на 15-20 минут, чтобы они там немного уровнялись по заряду.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 12, 2022, 19:22:29
Собрал я все-таки себе зарядное устройство для щелочного аккумулятора на самодельный вездеход из мотоблока. Теперь не надо пробираться по соседям, а то свой времён царя гороха давно уже приказал жить и зарядить аккумулятор было нечем. Теперь заряжаю, первый раз заряжаю и прямо вот сейчас. На днях можно будет уже покрутить им стартеры и, наконец, окончательно определиться с выбором электродвигателя на вспомогательный привод заднего колеса.

Для зарядного устройства использовал корпус с вентилятором от блока питания для ПК, часть его платы, трансформаторный блок питания от старого кассетного видеомагнитофона и несколько электронных компонентов из платы телевизора, оставшихся мне на запчасти. Все вроде бы получилось неплохо - на холостом ходу он выдает 17,5 вольт, на нагрузке 2 ампера держит почти 15 вольт, хотя на 3,5 ампера напряжение падает уже до 10-11. Но мне и этого пока достаточно, хоть и впритык. Ничего в нем не греется, трансформатор набирает за час под нагрузкой градусов до 60-ти без крышки корпуса, а с крышкой его обдув становится эффективным, т.к. воздух подсасывается мимо него и он быстро остывает градусов до 30. Но выжать из него ещё немного, думаю, уже не получится или уже не стоит. Зато можно выжать ещё примерно четверть, отказавшись от лишних потребителей в виде термистора и заменив обычный выпрямительные диодный мост на диоды Шотки.

От регулятора напряжения и тока пока отказался. КЗ и переполюсовку он уже пережил. Похоже, что блок питания от видеомагнитофона имеет встроенную защиту и ограничение по току через обратную связь трансформатора - ток не растет мгновенно и даже лампочка 12 вольт 60 Вт загорается на полную мощность секунды за 3-4 как при «мягком» включении. Осталось облагородить зарядник выключателем, ножками, клеммами под крокодильчики и сделать переднюю панель под стрелочные или цифровые индикаторы. Скорее всего на индикатор пущу свой старый мультиметр, а себе куплю новый и более продвинутый - давно уже хочу. А на данный момент итак пока достаточно.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 16, 2022, 13:19:30
Ударился последние дни в изыскания и лабораторные опыты - предбанник уже превратился в мастерскую и лабораторию. Подвёл меня аккумулятор и один из вариантов стартера. Аккумулятор вместо ожидаемых 10 банок и общим напряжением 13,7 вольт и 10-12 А*ч реально даст только 8 банок с напряжением 11 вольт и ёмкостью всего 8-10 А*ч. Стартер от а/м ЗАЗ, на который я почти решился, неожиданно показал скрытый дефект, который так просто я устранить не смогу. Ну и ладно, зато теперь я окончательно выбрал схему: стартер УАЗ на подшипники, генератор УАЗ как дополнительный маховик и источник питания для освещения, подзарядки, и совместной работы на стартер, аккумулятор - под замену на кислотный 24 А*ч в буферном режиме, редуктор с передаточным числом не менее 15 без учёта цепной. Теперь можно кое-что отдавать токарю и уже начать собирать редуктор. Аккумулятора этого же мне пока хватит одной зарядки на покрутить 3 минуты в холостую для тестов. Завтра ставлю мотоблок на пневмоход и начинаю дополнять раму под штатное место генератора, аккумулятора и прочей электрики - хочу все это скомпоновать так, чтобы потом все это вместе с двигателем накрывались общим капотом. Можно уже и педальный узел подключения заднего привода и тормозного механизма врезать, который сделал ещё летом.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: Dil от Декабря 16, 2022, 14:28:27
Аккумулятора этого же мне пока хватит одной зарядки на покрутить 3 минуты
Расчитывай на одну. Может и пять получится, но со стартёрными режимами у аккумуляторов всё грустно :sorry:
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Декабря 18, 2022, 21:38:15
Попробовал нагрузить аккумулятор на втягивающее реле 2 порции по 1 минуте. До опыта 8 банок = 10,8 вольт, заряжал 2 дня назад. Первая порция среднее 36 ампер 1 минута, вторая среднее 32 ампера 1 минута. За все время под нагрузкой напряжение падало максимум на 0,9 вольт. Ток падает больше из-за нагрева обмоток реле. Без нагрузки напряжение восстановилось до 10,45. К реле не притронуться. Выдал, значит, 1 минуту 68 ампер. Ток мерял на шунте электросчётчика - однозначно он должен быть термостабильным. Черт его знает, но вроде обнадеживает пока в плане попользовать для тестов этот год. 2 банки ещё добавлю до 14,5 вольт и, думаю, тоже восстановятся как и 2 похуже из этих 8-ми - 3 цикла заряда-разряда аккумулятора раз за разом давали ощутимый прирост ёмкости и выравнивание банок. Добью опыт порциями по факту остывания втягиваюшего. На фото мой импровиированный стенд.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: Кассий от Декабря 20, 2022, 10:30:41
параллелил группы
Аккумуляторы в параллель не есть гут. Разное внутреннее сопротивление и они друг друга давят.
Как тогда лучше сделать?
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Февраля 07, 2023, 09:00:51
Пошел последний месяц зимы. В общем, январь у меня полностью практически пустой - отхварал. Давно так не болел, наверное, с университета, лет 20+ назад - не до привода было. Ладно, есть ещё время месяца 2 с половиной на этот сезон. Кстати, успею ещё практически со 100% вероятностью к весне установить новый двигатель 8 л.с. вместо своего 6, вернее даже 5,5 - 6 это ему просто на бачке написали. 15 лет назад ещё имели совесть писать 6, но такие же движки ex17 в более позднее время шли уже аж 6,5) Хочу взять Лифан кр230е 8 л.с. - самый мощный из лифанов в примерно таких же массо-габаритах, как мой Субару. Кредитор уже нашелся на него, отдам весной с наклевывающейся шабашки, на которую мне придется ездить, блин, на своем же пневмоходе. Замкнутый круг, короче) Работем опять к полному приводу: как белка в колесе, ну, или как рыба об лёд.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Февраля 07, 2023, 11:11:56
Успел в конце января покатать километров 50 после первой за 15 лет регулировкой клапанов - все нормально, клапан перестал стучать, двигатель работает ровно. Выпускной сделал не 0,2, как насмотрелся на ютубах, а как положено для Субару - 0,13+. Заливал тут видео с этой регулировкой в другой теме, где-то меня даже клюнули: ерунда все это, зазор надо больше, туды-сюды, тепловое расширение, тынипонимаиш и все такое. В общем, клапан теперь через раз чуть-чуть подстукивает при максимальной нагрузке уже почти на грани глушения двигателя. Так что для Субару выпускной однозначно 0,13-0,15, а никакие 0,2. Иначе, если принимать во внимание все эти тынипонимаиш, то и нефиг даже к этой крышке клапанной подходить, стучит - значит, понимаишь, хорошо стучит, как надо стучит. Ну а про мощность тут и так все понятно - для полного привода надо ещё лошади две минимум.

Пока обкатывал, да просто «владения» объезжал, захрустела и застучала задняя ось колеса. Она у меня была слабая и сделана из того что было на тот момент, но на первое время. Как говорится: нет ничего более постоянного, чем временное. В моем случае это подтвердилось - 4 сезона откатала. Не доехал на ней в ещё одно место во втором соседнем селе насчёт токарки для редуктора привода на третье колесо, вернулся. Потом узнал, что и там мужик зимой не токарит - станок тоже в холодном помещении, так что придется самому выкручивается. В общем, сейчас полный привод с редуктора переместился назад - к ведомому валу колеса. Старую ось снял, теперь только или вал, или же в потолок плевать.

Порылся в гараже и нашел два бэушных первичных вала от коробки УАЗ - решил пустить в дело их, ибо цельной вал искать или покупать нет ни времени, ни лишних денег. На решение повлияло и то, что посадочное место подшипника вала совпадает с посадочным местом на диске колеса. Отрезал от валов косозубые шестерни, забью валы потом в диск колеса вместо подшипников и все это дело обварю намертво в единое целое. Уже не помню, но вроде бы когда делал диск заднего колеса, то соосности подшипников внимание я уделил, по крайней мере стараюсь всегда все делать достаточно точно, даже если на тот момент этого и не требуется.

Для подшипниковых узлов буду использовать ступицы колеса мотоцикла Урал, а для посадки ведомой звёзды - внутреннюю шлицевую часть диска сцепления УАЗ. Пока все выглядит идеально с точки зрения функциональности и надёжности и, думаю, так все и будет.
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: fishingmobile от Февраля 07, 2023, 17:59:10
Да, плохо без токарки, так что придется как-то выкручиваться самому. Попробую сделать что-то вроде импровизированного токарного станка. Хоть это и отнимает много времени, но мы же ведь все любим чтобы всё было аккуратно и, самое главное, точно? И спешка здесь абсолютно неуместна! Делай как я, делай как мы, делай как Ростех!

ЗЫ. Кто не понял прикол на фото - ищите в интернет «календарь ростех» :)
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: Длинный от Февраля 07, 2023, 20:49:19
Фули там не понимать:  :fool: :pardon:

(https://tehnoforum.com/my_img/img/2023/02/07/bb39f.jpg)

Так понятнее:

(https://tehnoforum.com/my_img/img/2023/02/07/f81da.jpg)

Ну и вся суть понимания путей решения проблемы:

(https://tehnoforum.com/my_img/img/2023/02/07/745b7.jpg)
 Анженеры! - фули.   :blush: :fool:
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: Валентин Савельев от Февраля 09, 2023, 10:12:54
Пошел последний месяц зимы. В общем, январь у меня полностью практически пустой - отхварал. Давно так не болел, наверное, с университета, лет 20+ назад - не до привода было. Ладно, есть ещё время месяца 2 с половиной на этот сезон. Кстати, успею ещё практически со 100% вероятностью к весне установить новый двигатель 8 л.с. вместо своего 6, вернее даже 5,5 - 6 это ему просто на бачке написали. 15 лет назад ещё имели совесть писать 6, но такие же движки ex17 в более позднее время шли уже аж 6,5) Хочу взять Лифан кр230е 8 л.с. - самый мощный из лифанов в примерно таких же массо-габаритах, как мой Субару. Кредитор уже нашелся на него, отдам весной с наклевывающейся шабашки, на которую мне придется ездить, блин, на своем же пневмоходе. Замкнутый круг, короче) Работем опять к полному приводу: как белка в колесе, ну, или как рыба об лёд.

По моему вы слишком пессимистичны
Название: Вспомогательный электропривод колеса на мотовездеход
Отправлено: Валентин Савельев от Февраля 21, 2023, 10:11:26
параллелил группы
Аккумуляторы в параллель не есть гут. Разное внутреннее сопротивление и они друг друга давят.
Как тогда быть?