На фоне буквально безграничного семейства четырехосных автомобилей, тягачей и шасси гамма специальных двухосных полноприводных машин военного назначения фактически свелась к одному-единственному инженерному тягачу МАЗ-538, который долгое время серийно выпускал КЗКТ. Активные работы в этой довольно узкой сфере начались в середине 1950-х годов и проводились по заданиям Министерства обороны СССР с целью поиска наиболее оптимальной конструкции компактного, маневренного, несложного и не слишком дорогого универсального тягача инженерных войск, способного нести на себе целый набор навесного рабочего оборудования. В техническом отношении все эти поисковые разработки, проводившиеся в НАМИ, на Минском и Могилевском автозаводах, привели к появлению оригинальных опытных и серийных конструкций, оказавшихся весьма далекими от классических решений, свойственных традиционной двухосной технике.
Одной из самых легких и необычных двухосных военных машин был почти не известный единственный советский специальный палубный тягач 3913 (4x4), разработанный в СКБ Львовского завода автопогрузчиков и построенный с 1984 года в четырех экземплярах. Их целевым назначением являлась служба на новом тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и буксировка на палубе и в трюмах истребителей и вертолетов новых поколений. Компактная короткобазная машина ярко-желтого цвета имела несущий сварной корпус из листовой стали, заднее расположение силового агрегата, центральное место водителя-оператора и четыре односкатных ведущих и управляемых колеса. В целом по конструкции и внешнему виду она больше напоминала внутризаводской тягач и к автомобилям имела косвенное отношение.
Первое место по весовому классу среди «сухопутных» двухосных военных машин занимал опытный многоцелевой 2-тонный капотный тягач НАМИ-044 (4x4) с колесной базой всего 2360 мм, созданный в 1958 году в НАМИ под руководством Н. И. Коротоношко. Он получил 135-сильный дизельный двигатель переднего расположения, 15-ступенчатую трансмиссию с «нормальной» 5-ступенчатой коробкой передач и 3-ступенчатой раздаточной, колесные редукторы, переднюю кантилеверную (консольную) и заднюю жесткую подвески. Еще более оригинальными являлись его бортовая трансмиссия и бортовая система управления с планетарно-фрикционными механизмами поворота, в которой вместо обычных управляемых колес изменение направления движения производилось по образцу гусеничной техники – путем подтормаживания колес одной из сторон машины. При этом место рулевого колеса заняли рычаги поворота, как в гусеничном тракторе. Тягач НАМИ-044 со снаряженной массой 4880 кг имел цельнометаллическую 2-местную кабину и короткий металлический кузов для балласта или дополнительного оснащения. Он мог устойчиво работать на скоростях от 0,5 до 45 км/ч, буксировал легкие прицепы и комплектовался съемным навесным двухсторонним отвалом на гидравлической навеске. Для привода более сложного активного рабочего оборудования имелись передний и задний редукторы отбора мощности с карданными валами, а под передним бампером располагался еще и шкив, передававший крутящий момент на навесную или буксируемую машину посредством ременной передачи. Первый тягач проходил испытания с широкопрофильными арочными шинами, а в 1959 году на его основе был построен второй вариант 044Э с 95-сильным бензиновым мотором ЗИС-121, обычной двухступенчатой раздаточной коробкой и четырехслойными резинокордными арочными шинами-катками модели И-245 диаметром и шириной по 1000 мм. Его масса сократилась до 4 т, но колея увеличилась до 2570 мм, а высота расположения центра тяжести возросла до 1040 мм. В автомобильную и военную область эти разработки не принесли ничего нового, зато послужили прототипами сельскохозяйственных машин Харьковского тракторного завода серии Т-90, превратившихся затем в полноприводные тракторы Т-150.
Многоцелевой тягач НАМИ-044Э (4x4) с бортовой системой поворота и арочными шинами. 1959 год
Первой военной машиной, созданной в СКБ-1, был опытный двухосный заднемоторный тягач МАЗ-528, построенный в ноябре 1955 года. Он снабжался двухтактным 6-цилиндровым дизелем ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с. и агрегатами ходовой части от грузовиков ЯАЗ-210 с 5-ступенчатой коробкой передач, дополненными двухступенчатой раздаточной с встроенным межосевым дифференциалом, планетарными колесными редукторами и гидроусилителем рулевого управления. На нем стояли вынесенная вперед доработанная 2-местная цельнометаллическая кабина от МАЗ-200 и колеса с шинами 21,00 – 28 низкого давления, заменявшими обычную подвеску. От дополнительной коробки отбора мощности осуществлялся привод гидронасоса и двухбарабанной лебедки с тяговым усилием 6 тс. Установка реверсного механизма в трансмиссии позволяла тягачу передвигаться в переднем и заднем направлениях с десятью одинаковыми скоростями. Автомобиль с колесной базой 2400 мм был предназначен для работы с навесным бульдозерным оснащением и как тягач-толкач тяжелой техники массой до 30 т. Для повышения тягово-сцепных качеств предусматривалась навеска 2,5-тонного балласта, вместе с которым масса машины достигала 18 350 кг, что позволяло буксировать низкорамный трехосный прицеп МАЗ-5208 с танком Т-44М. Длина автомобиля составила 5400 мм, ширина – 3150 мм, дорожный просвет – 570 мм, максимальная скорость по шоссе – 30 км/ч. МАЗ-528 был построен в двух экземплярах, проходивших только заводские испытания. После этого они практически нигде не применялись, но в большей или меньшей степени послужили первоосновой сразу нескольких последующих машин. Через пару лет развитием этой модели стал оригинальный тягач-лесовоз МАЗ-532 двойного назначения, а затем заднемоторная компоновка применялась при разработке машины МоАЗ-542. Автомобиль МАЗ-528 считается прообразом не только наиболее распространенного инженерного тягача МАЗ-538, но и исходной точкой отсчета всех дальнейших военных разработок СКБ-1.
Армейский заднемоторный 165-сильный тягач МАЗ-528 с бульдозерным отвалом. 1955 год
В этой достаточно короткой гамме двухосных военных тягачей свою собственную нишу мог бы занять достаточно совершенный автомобиль передовой конструкции, разработанный собственными силами специалистов только что образованного Курганского завода. Речь идет о машине «Зауралец 2-400» (4x4), проектировавшейся с 1958 года, но так и не простроенной. Будущий тягач предполагалось оснастить 360-сильным дизелем V12, гидромеханической трансмиссией, гидропневматической подвеской, гидроусилителем рулевого управления и четырьмя одиночными 25-дюймовыми колесами. В 1962 году проект был завершен, но машина оказалась невостребованной. К тому времени на КЗКТ уже развернулась сборка четырехосных тягачей МАЗ-535, а со следующего 1963 года в Кургане планировалось начать выпуск схожего двухосного автомобиля МАЗ-538. Проект первого «Зауральца» не пропал: в 1963 году он воплотился в двух опытных одноосных тягачах КЗКТ-932, представлявших собой лишь переднюю часть неудавшейся машины.
Короткобазный артиллерийский бортовой вариант тягача-лесовоза МАЗ-532. 1959 год